Мастерство рассказа

Оратор рассказываетВсе мы слышали совет по поводу публичных выступлений: «Расскажите им то, что вы должны рассказать». Проблема в том, что этот совет чересчур упрощен. И также неинтересен.

С одной стороны, это классический способ структурировать презентацию. С другой стороны, если вы выйдете к трибуне и начнете рассказывать аудитории только «то, что должны», вы скорее нагоните на них сон.

Один из лучших способов привлечь и удержать внимание аудитории с самого начала  до конца выступления – это рассказывать истории. С помощью мастерства рассказа вы помогаете вашей аудитории провести параллели между темой вашего выступления и своей собственной жизнью. Они создают образы в сознании слушателей. Также истории помогают узнать вас как человека. Истории во много раз более интересны, чем простое перечисление фактов и цифр.

Как эффективно использовать рассказ, чтобы донести до слушателей смысл вашего выступления? Вот пять правил, как применять мастерство рассказа при публичном выступлении.

  • Правило 1. Будьте оригинальными

Легко скачать историю из Интернета или взять её из электронного письма, которое вам кто-то переслал. Но, к сожалению, все уже слышали эти истории много раз. Когда рассказываете историю, автором которой вы не являетесь и которую публика уже слышала, это значительно уменьшает впечатление от нее.

Выбирайте оригинальные рассказы, которые имеют к вам какое-то отношение. Вам поможет урок из Голливуда. Не обязательно говорить о себе. Ваша история может быть о клиенте, друге, члене семьи или человеке, которого вы увидели на улице. Главное, чтобы история была свежей и хорошо иллюстрировала вашу идею.

  • Правило 2. Шутите

Юмористические истории – это отличный способ привлечь внимание аудитории. Все любят смеяться. Самокритичный юмор позволяет аудитории увидеть вас не как оратора, а как человека прежде всего. Но будьте внимательны, не перестарайтесь. Если будете слишком много шутить над собой – покажетесь несерьезным, ненадежным, неуверенным в себе человеком. Не обязательно рассказывать анекдоты. Просто используйте элемент юмора в своей презентации – там, где это уместно.

  • Правило 3. Будьте эмоциональными

Мастерство рассказа предусматривает эмоциональный отклик. Возможно, по вашей теме есть история, которая может вызвать у аудитории чувство злости, грусти, волнения или любопытства. Поделитесь с ними вашими эмоциями, пригласите их в свой мир. Благодаря эмоциональной связи они захотят услышать больше.

На тренинге тренеров мы вместе учимся вызвать в себе правильные эмоции во время выступления.

  • Правило 4. Больше описаний

Позвольте аудитории «пережить» ваш рассказ. Предоставляйте яркие описания мест, людей, цветов, форм, запахов, размеров, текстур и ощущений. Используйте жесты, чтобы продемонстрировать физический аспект рассказа. Разыграйте в лицах часть истории, чтобы сделать ее более правдоподобной.

Однако не увлекайтесь описаниями в ущерб всему остальному: это одна из 7 фатальных ошибок оратора!

  • Правило 5. Планируйте заранее

Умение рассказывать – это мастерство, которое требует подготовки. Вы же не хотите рассказать до конца какую-нибудь впечатляющую историю, а потом вспомнить, что не упомянули главное? Или забыть порядок событий в вашем рассказе и в итоге рассказывать в два раза дольше, чем собирались? Убедитесь, что в вашей истории есть начало, середина и конец. Убедитесь, что она несет в себе какую-то идею. И заранее попрактикуйтесь рассказывать ее, чтобы не нарушить хронологию и узнать, сколько это занимает времени.

Даже люди с большим опытом публичных выступлений, посетившие множество курсов ораторского мастерства — подготавливают свои выступления. Вероятно, они очень неплохо могут выступать и без подготовки, но лучшая импровизация — это подготовленная импровизация.

Следуйте этим советам, и, когда вы овладеете мастерством рассказа, ваша аудитория будет слушать вас с горящими глазами, предвкушая каждое следующее слово.