План публичного выступления

Мастера ораторского искусства знают: чтобы выступление было успешным, оно должно быть распланировано. Для этого воспользуйтесь нашими советами.

 Структурируйте речь

Обычная структура публичного выступления состоит из трех частей (так называемое «правило гамбургера»):

Гамбургер-речь

  1. «Верхняя булка» – введение (10% речи).

Оно содержит вашу основную мысль и предварительный анонс ключевых пунктов. Нужно заинтересовать введением аудиторию, как учат на курсах ораторского мастерства.

Основная мысль – это та идея, которую вы хотите донести до аудитории. Не путайте ее с темой выступления.

Например, тема выступления – налог на роскошь.

Тема выступления - роскошь

Не говорите «Сегодня я расскажу вам об очень важном для общества налоге». Вместо этого скажите: «Сегодня я расскажу вам, почему новый налог на роскошь необходим и справедлив, а также, как мы сможем добиться его принятия».

  1. «Мясная котлета» – основная часть (80% речи).

Убедитесь, что она составлена так:

а) Содержит от 2 до 5 (в идеале – 3) ключевых пункта, которые проясняют и развивают основную мысль.

3 ключевых пункта – оптимальное число, потому что существует правило трех пунктов для оратора. Это значит, что аудитория лучше всего воспринимает утверждения, состоящие из трех частей.

Например:

– Все о налоге на роскошь. Кто обязан платить его, какова сумма, на что пойдут собранные деньги.

– Почему он необходим. Например: поддержка бедных, ремонт дорог, постройка нового жилья за счет тех, у кого есть излишки.

– Что можно сделать, чтобы он был принят. Например, подписать петицию, собрать митинг, подписать обращение к депутатам.

б) Содержит доказательства ваших слов. Ими могут быть:

– Статистика

– Исторические факты (в случае с налогом на роскошь – например, данные о подобных сборах в прошлом или о том, что было с обществом, если богатые, наоборот, не платили налоги)

Исторический пример для оратора

– Примеры типичных ситуаций, которые иллюстрируют утверждение

– Ссылки на авторитеты: цитаты или мнения уважаемых людей (соблюдайте правила цитирования!)

– Наглядные демонстрации: графики, диаграммы, таблицы

в) Проводит связь между вашими утверждениями.
г) Идеи организованы так, что легко запоминаются. Для этого нужно:

– Подводить итог

– Делать четкие переходы от одной мысли к другой

– Проводить параллели и делать сравнения.

  1. «Нижняя булка» – заключение (10% речи).

Для него нужно написать выводы, а потом составить заключение так:

а) Помогать аудитории усвоить ваши идеи. Для этого нужно:

– Кратко повторить ключевые пункты

– Повторить и перефразировать основную мысль

– Подвести итог всей речи (например, используя способ встряхнуть аудиторию под конец речи).

б) Заставлять аудиторию действовать. Для этого нужно:

– Показать проблему или вызов

– Показать преимущества того решения, которое вы предлагаете

– Призвать к действию

– Предложить аудитории возможность действовать немедленно.

Например, самый известный призыв к действию – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Он имел большой успех.

Ленин оратор

Ваш призыв тоже должен быть кратким и выразительным.

в) Завершать речь. Воспользуйтесь приемами с курсов ораторского мастерства, чтобы правильно закончить речь.
г) Если возможно, связывать окончание речи с началом.

Корректируйте план

Если аудитория положительно воспринимает ваши слова, то:

– Начните с утверждения

– Продолжите необходимыми деталями и пояснениями

– Закончите призывом к действию.

Если аудитория настроена скептически:

– Начните со свидетельств и доказательств

– Перейдите к основной мысли