Секреты презентации от Стива Джобса

Оратор Джобс на презентацииМногие люди, которым регулярно приходится выступать перед большими аудиториями, хотели бы знать, как можно улучшить свое выступление и сделать его более запоминающимся для публики.

Когда Стив Джобс произнес очередную блистательную речь на музыкальном событии, посвященном презентации нового продукта компании Apple, ведущие специалисты вновь заговорили о величайшем мастере корпоративных презентаций в мире. Автор книги о секретах презентаций Стива Джобса «Как быть великим в глазах любой аудитории?» Кармин Гало решил выделить десять секретов успешного выступления, которые использовал Стив.

Презентация Джобса - зрителиКаждая презентация Стива Джобса включала моменты, которые буквально завораживали аудиторию. Эти моменты выступающий продумывает заранее, чтобы дополнить ими свои слайды, материалы сайта, пресс-релизы и рекламные объявления, которые упоминаются в бизнес-презентации. Нестандартные решения обращают внимание активных блоггеров и становятся самыми яркими событиями на фоне многих презентаций.

На одно из мероприятий «Rock & Roll» Стив помог аудитории «остыть», пока он прошелся по сцене, на которой выступал впервые после длительного отсутствия по причине неудовлетворительного состояния здоровья. Он рассказал аудитории, что у него теперь печень человека лет двадцати пяти, который погиб в автокатастрофе, но оказался достаточно щедрым, чтобы пожертвовать свой орган. Тогда Стив сказал, что его больше не было бы на сцене, если бы не тот великодушный дар.

Правило трех на презентацииПрезентации Стива Джобса, как правило, делились на три части. «Правило трех» часто используется и в драматургии.Сколько раз вы видели пьесу, состоящую из двух актов? Человеческий разум может сохранить только три или четыре «порции» информации, и Джобс хорошо знает об этом принципе. Во время презентации Macworld 2007 он напоминал публике о «трех» революционных продуктах: MP3-плеере, телефоне и интернет-устройстве связи. Конечно, на самом деле, речь шла только об iPhone.

  • Делайте цифры доступными

Оратор иллюстрирует цифрыДжобс прекрасно знал, как оратору включать в речь цифры. Когда он представлял IPod в 2001 году, он сказал, что продукт имел 5 ГБ памяти на жестком диске. Только самая технически подкованная аудитории могла бы понять, что значит это число. Однако Джобс пояснил: «Этого достаточно для хранения 1000 песен». Он сделал число еще более привлекательным, объявив, что все эти песни могут поместиться в вашем кармане. Докладчики компании Apple никогда не оставляют больших чисел без комментария, а поясняют их и делают прогноз на будущее.
Например, во время музыкального события «Rock & Roll», руководитель отдела маркетинга Фил Шиллер объявил, что Apple продала 220 миллионов Ipod на сегодняшний день. «Это 73% рынка», – добавил он. Шиллер пошел дальше и позабавил аудиторию, когда сказал, что Microsoft «подбирается ближе», получив еще 1% доли рынка.

  • Делайте свои мысли наглядными

Оратор и наглядностьПрезентации Apple поразительно просты и наглядны — согласно всем правилам, как использовать слайды PowerPoint в публичном выступлении. На слайдах Стива Джобса всегда было очень мало текста. Когда Джобс говорил о популярности ITunes по всему миру, его слайды показывали 23 флага государств вместо их названий. Когда он сказал, что магазин приложений iPhone празднует свою первую годовщину, появился слайд с тортом, на котором была одна свеча. Когда он говорил о более низких ценах на IPod, новая цена сопровождалась фотографиями плееров. Психологи называют это «превосходством фотографий»: идеи легче запоминаются, если они подаются в сопровождении зрительных образов, а не просто с помощью текста.

Все приемы, описанные здесь, вы можете использовать в своих презентациях, например, которые вы готовите на курсы ораторского мастерства или же на бизнес-семинар.

  • Создавайте заголовки, которые подошли бы для Twitter

Соблюдая 3 правила отличного заголовка в ораторском искусстве, Apple упрощает для средств массовой информации задачу говорить об их продуктах – компания пишет заголовки для СМИ. Журналисты скажут вам, что они хотели бы придумывать свои заголовки, но почему же тогда сотни из них используют фразу «самый тонкий ноутбук в мире», чтобы описать MacBook Air? Потому что это лучший способ описать его! Это самый тонкий ноутбук в мире. Точка.
Стив Джобс всегда описывал новый продукт краткой фразой, которая хорошо вписывается в сообщение Twitter из 140 символов. Что такое IPod? – «Тысяча песен в вашем кармане». Что такое Genuis Mix для ITunes? – «Это как будто DJ смешивает песни в вашей библиотеке».

  • Делитесь сценой

Дизайнер ораторДжобс редко давал презентации в одиночестве. Он знал, как оратору делить сцену с партнерами и потребителями, и окружал себя группой поддержки. В 2008 году Джобс представил ведущего дизайнера Джонатана Ива, который просветил аудиторию в вопросе новейшей линии алюминиевых ноутбуков MacBook от Apple.

  • Тренируйтесь, тренируйтесь и снова тренируйтесь

По мнению некоторых наблюдателей, Стив Джобс трудился над каждым слайдом, пока они не выглядели «написанными, как стихотворение». Джобс тратил час за часом в течение многих дней,  репетируя каждый раздел своих записей. Ничего не оставалось вне его внимания. Презентации Джобса выглядели непринужденно, потому что он тратил часы на их подготовку. Именно благодаря подготовке можно заранее спланировать, как вы используете все 20 способов сделать презентацию эффективной, как их использовал Джобс.

  • Продавайте мечты, а не продукты

Именно так вы сможете продать любую идею с помощью ораторского мастерства. Стив Джобс был страстно влюблен в меняющийся мир, и его страсть проявлялась в каждой презентации. В мае 2005 года Стив Джобс рассказал выпускникам Стэнфордского университета, что работа заполнит большую часть их жизни… и единственный способ выполнять работу отлично – любить то, что делаешь. Любой человек может научиться конкретным приемам, которые Джобс использовал для создания творческих слайдов или интересной истории. Однако аудиторию нельзя вдохновить, если сам выступающий не излучает энтузиазм. Презентуйте решение проблемы, которая есть у вашей аудитории, — и это откроет дверь к их сердцам. Джобс, подобно Мессии, порывался изменить мир. Так, как видел это он. Именно так должен поступать каждый.

  • Добавьте антагонизма

Это секрет успешной презентации. В каждой классической истории герой борется со злодеем. То же самое справедливо и в отношении презентаций Стива Джобса. В 1984 году злодеем была корпорация IBM, которая, по убеждению Джобса, нацелена на мировое господство. И только Apple способна ей в этом воспрепятствовать. Покорять общего врага – мощный стимул, с помощью которого можно привлекать поклонников и последователей. В этом поможет выгодная схема «Проблема+Решение», где проблема — и есть враг.

  • И еще одно… Получайте удовольствие!

Джобс получал удовольствие от своей работы, и это легко было заметить. Несмотря на неустанное планирование выступлений и часы репетиций, всё могло в какой-то момент пойти не так, но Джобс не обращал внимания на мелочи. Когда поломка устройства не позволила Джобсу переключить слайды во время презентации iPhone во время Macworld 2007, он сделал паузу и рассказал очень смешную историю о студенческих годах, когда вместе со своим другом он ходил по общежитию с прибором, который вызывал помехи в работе телевизоров. Джобс и в такой ситуации звучал убедительно, потому что умел радоваться тому, чем он занимается. Проблема со слайдами здесь ни при чем.

Регулярно посещая правильно выбранные курсы ораторского мастерства, вы, возможно, не станете говорить так же хорошо, как Джобс. Но определенно улучшите качество ваших выступлений и презентаций.