Как оратору двигаться на сцене

Прежде чем мы расскажем вам о том, как двигаться на сцене, выступая публично, Движения оратораприведем один курьезный случай. Один из операторов, часто работающий на публичных выступлениях, рассказывает:

«Я привык к тому, что моя задача достаточно легка. Я устанавливаю камеру, достаточное приближение, а потом лишь слегка передвигаю ее влево-вправо, если оратор смещается из кадра. В большинстве случаев мне вообще не приходится передвигать камеру. Но однажды мне пришлось снимать конкурс ораторского искусства Toastmasters в Новой Зеландии. Тогда меня очень удивил один пилот, который выступал с речью. Он постоянно ходил туда-сюда по сцене. Это действительно затрудняло мою задачу съемки».

На курсах ораторского мастерства движениям уделяют очень много внимания. Зачем и как двигаться на сцене? На это есть как минимум три причины. Они особенно действенны, когда вы рассказываете истории.

1)      Продемонстрировать действие

Неподвижность — одна из 7 распространенных ошибок оратора. Если герой вашей истории двигается, вы также должны двигаться. Например, вы говорите о герое, который постоянно заходит в кабинет босса и требует повышение. Вам, как и герою, необходимо постоянно подходить к тому месту на сцене, где якобы находится этот кабинет. Если вы говорите о попытках похудеть, но вас постоянно тянет к холодильнику, вы должны продемонстрировать это в действии. Выберите место, где будет находиться воображаемый холодильник, и ходите к нему. Как двигаться на сцене – быстро или медленно, на ощупь или решительным шагом – это будет зависеть от того, что происходит в вашей истории. Главное — двигайтесь целенаправленно, не допуская ошибок языка тела.

2)      Создать временную линию

Если вы выступаете с речью, которая разбита на хронологические части, вы можете рассказать первую из них стоя на одном месте. Как двигаться дальше? Перемещайтесь каждый раз, когда доходите до нового хронологического этапа. Так как мы читаем слева направо, начните двигаться слева от аудитории. Сопровождайте ваши перемещения вербальными сигналами времени, например: «Переместимся на 10 лет в будущее».

Стоя в одном месте, вы можете начать говорить о какой-то проблеме, которая у вас была. Далее вы перемещаетесь и рассказываете о том, как вы нашли способ преодоления этой проблемы. И, наконец, в третьей точке сцены вы говорите о том, как изменилась к лучшему ваша жизнь.

3)      Структурировать сцену

Есть два способа структурировать сцену. Первый – использовать идеи. Второй – использовать воображаемых персонажей. Рассмотрим, как двигаться оратору в этой ситуации.

Первый подход похож на создание временной линии, но вместо хронологических отрезков вы будете использовать логические части вашего выступления. Например, если вы рассказываете слушателям о том, как инвестировать в недвижимость, вы начинаете говорит в одной точке сцены о том, как справиться с финансовыми вопросами. Далее вы перемещаетесь и говорите о том, как купить недвижимость. И, наконец, вы переходите в третью точку сцены и размышляете над вопросами переговоров с агентами по продаже недвижимости.

Второй метод предлагает использование воображаемых персонажей.

Например, если вы рассказываете о совете, который дал вам дедушка в детстве, представьте место на сцене, где будет находиться воображаемый дедушка (представьте его как можно подробнее, например, сидящим в своем любимом кресле с газетой). Когда будете упоминать о нем, визуально обращайтесь к воображаемому персонажу, указывайте на него рукой. Это создаст более яркую картинку в подсознании слушателей.

Если вы все еще недоумеваете, как двигаться на сцене, мы дадим вам главный совет, который озвучил победитель конкурса ораторского искусства Toastmasters 1999 года Крейг Валентин. Двигайтесь со смыслом. Если бы вы подчеркивали каждое свое слово движением, ничего бы не выделялось. Все смешалось бы в одно. Так что подчеркивайте главное. Двигаясь с определенной целью и смыслом, вы придаете вашей речи выразительности, эмоциональности и ясности, и тогда ваши жесты не утонут в море непрерывного движения.