Ораторские приемы

Содержание

Приемы по содержанию речи

Ораторские приемы

 

Чтобы улучшить содержание вашей речи используйте И.Д.Е.И. (автор аббревиатуры Александр Герасименко)

Истории

Демонстрации

Если трудно – метафоры

Интерактив

Эти 4 компонента сделают любое выступление интересным, и их можно считать главными приемами оратора. Конечно, нельзя забывать и об основах публичного выступления, на которых должны базироваться приемы. Итак:

 

Истории

История оратора 3В Спикерклубе новая участница начала так: “Я расскажу вам, как меня укусили акула. Я покажу вам, что у меня под этими джинсами”. Мы все застыли. Она была скромной и говорила тихо, но в зале тут же создалась гробовая тишина, потому что каждый хотел услышать, что с ней произошло. Мы ожидали кровавой драмы и двух протезов под брюками.

Позднее выяснилось, что она отдыхала на Мальдивах и ее укусила какая-то рыба, которая, как ей показалось, была акулой. От укуса остался небольшой шрам на ахиллесовом сухожилии, который она нам и продемонстрировала.

Люди любят истории с детства. Про Красную Шапочку или Красную армию, не важно. Если в вашем публичном выступлении нет историй, то оно скучное.

Предостережение: никогда не врите аудитории, не ставьте шоу выше правды. В каждом человеке есть достаточно честных, красивых историй, чтобы удерживать внимание аудитории несколько дней или даже недель.

 

Демонстрация

Демонстрация оратораОдин из участников Спикерклуба в самом начале своего выступления показал аудитории зуб и сказал: “Этот зуб настоящий. Он принадлежит одному из людей в этом зале”, затем он продолжил. Аудитория слушала, как завороженная, и в конце он передал зуб людям, чтобы они могли его потрогать и разглядеть поближе.

В конце выяснилось, что это был зуб Александра Герасименко (основателя Спикерклуба). Аудитория ахнула и посмотрела на Александра в ожидании подтверждения.

Развязка, Александр Герасименко:

Виталий тогда отлично выступил. Демонстрация, как всегда, сработала. Мой ли это был зуб? Он принадлежал мне, но не был моим. Я взял его у моего знакомого зубного хирурга, чтобы использовать как демонстрацию на занятиях. Позднее я дал его Виталию в помощь к его теме выступления.

Главное — не забывайте соблюдать 5 правил успешной демонстрации.

Если трудно — метафоры

Метафора ищет аналогию, готовую картинку в памяти человека, которая поможет ему понять новое или сложное.

 

Метафора оратора

Александр Герасименко:

В апреле 2014 года я помогал руководству Банка Москвы готовить презентацию перед ВТБ группой (Банк Москвы — это часть ВТБ группы) и журналистами.

Банк Москвы выпустил более 6 млн кредитных карт и руководство хотело просто написать этот факт на слайде в виде цифр вместе с другой сухой статистикой. Мы сделали несколько иначе.

Мы даже не стали говорить: “Наша карта находится у каждого второго москвича, включая детей, младенцев и пенсионеров”.

Мы замерили толщину 1 кредитной карты. Мы взяли 10 кредитных карт вместе. Их толщина была 0,8 см, это означало, что каждая карта была 0,8 мм толщиной. Мы умножили 0,8 мм (толщину каждой карты) на 6 млн (количество карт) и получили 4.800.000 миллиметров. Миллиметры перевели в метры (убрав три ноля) и получили стопку из кредитных карт Банка Москвы в 4 километра 800 метров.

Да, мы показали аудитории цифру 6 млн. (там сидели серьезные люди), но в дополнение сказали, что Банк Москвы выпустил 9 Останкинских башен кредитных карт (даже серьезные люди имеют человеческий мозг, который любит образы).

Что мы сделали на самом деле? Мы привели метафору.

Как вы думаете, как чувствовали себя люди в аудитории?

После выступления все охали и ахали, как красиво выступил Банк Москвы. Конечно, презентация была такой эффектной благодаря насыщенному использованию ораторских приемов.

 

 Интерактив

О трансформационном тренинге “Взлетная Полоса” говорят, что он самый интерактивный из тренингов личностного роста в России. Вот один из эпизодов тренинга:

Интерактив оратораАлександр приглашает несколько людей на сцену. Одна из них обязательно будет красивая девушка. Александр дает ей мощную дрель и дощечку и просит ее просверлить отверстие в доске. Аудитория как прикованная смотрит, что будет дальше, потому что каждый ставит себя на ее место: “А как бы поступил (поступила) я?”, “А что будет дальше?”. Дальше открывается смысл этой демонстрации, и люди остаются благодарны оратору за красивое донесение мысли.

Интерактив остается в памяти навсегда, потому что аудитория живет коллективным разумом и ставит себя на место любого “собрата”, вызванного на сцену. Интерактив также понадобится вам, чтобы оживить семинары и мастер-классы.

Отличное выступление должно удерживать внимание, профессиональное выступление не отпускает его не на секунду.

Предостережение: не начинайте с интерактива. У вас еще нет ни доверия, ни авторитета, чтобы давать аудитории указания, что делать. Люди невзлюбят вас за это. Интерактив идет после создания первичного доверия и установления авторитета спикера.

Положение рук и движения

Три точки

Оратор и сценаВыберите 3 точки во время выступления и перемещайтесь только между ними. Двигайтесь по сцене со смыслом, а не из-за нервозности.

Александр Герасименко:

В 2012 году я обучал публичным выступлениям менеджмент компании Livejournal. Тренинг проходил в помещении, где велась фотосъемка. Пока я привычно ходил по сцене с моим выступлением между моими интуитивными уже тремя точками, я задел один из проводов, и большой прожектор упал на меня сзади.

Предостережение: Если у вас есть правильные ораторские привычки перемещения по сцене, сразу позаботьтесь о том, чтобы вам ничего не мешало перемещаться. Теперь я это делаю постоянно.

 

Голос

Без микрофона

Микрофон оратораНе используйте микрофон в аудиториях до 80 м2. Естественное общение создает близость между оратором и людьми. Лучше тренируйте голос, чтобы вас хорошо слышали. Если аудитория большая и микрофон все-таки нужно использовать, никогда не наклоняйтесь к нему. Это поставит вас в положение нуждающегося. Современные микрофоны воспринимают голос на расстоянии, сутулиться незачем.

Александр:

Однажды я выступал приглашенным спикером на тренинге в одной из крупных российских компаний. В зале сидел топ-менеджмент, и квадратура зала была не больше 120 м2. Когда мне передали микрофон, я отдал его обратно и подошел к краю сцены. По окончанию наших выступлений (спикеров было трое) меня просто обступили люди, спрашивая, как они могут попасть на мои другие тренинги. И хотя я показал мои контакты на экране, они хотели пообщаться со мной лично и получить информацию лично от меня. Ничего подобного не произошло ни с одним другим тренером, говорящим с той сцены. Часть заслуги была на моем приеме сближения с аудиторией и отказе от микрофона.