8 способов улучшить выступление

Существует 8 способов улучшить выступление, применяя данные анализа аудитории:

  1. Одевайтесь, как ваши слушатели или чуть лучше
  2. Выберите самый подходящий для выступления и аудитории формат презентации
  3. Подберите доводы, которые будут наиболее близки слушателям
  4. Используйте слова, входящие в их словарный запас
  5. За информацией, цитатами, доказательствами и прочими данными обращайтесь к источникам, которые ваша аудитория считает надежными
  6. Подбирайте истории, которые найдут отклик
  7. Используйте наглядные примеры, которые подействуют на аудиторию
  8. Затачивайте финальный призыв к действию под аудиторию.

1. Одевайтесь, как ваши слушатели или чуть лучше

Одежда для публичного выступления играет важную роль. Показать свое сходство со слушателями — простой способ поднять уровень их доверия. Одевшись намного лучше или хуже, вы покажетесь им чужаком.

Путин оратор 2

Выступая на митинге в Лужниках, Владимир Путин надел куртку, которая выглядела точно так же, как верхняя одежда тысяч его слушателей.

2. Выберите самый подходящий для выступления и аудитории формат

Иногда нужны слайды, иногда нет. Бывает, что блок вопросов и ответов нужно увеличить или сократить. Некоторые аудитории ожидают речи в стандартном лекционном стиле, иногда наоборот. Что бы вы ни выбрали, ориентируйтесь на вкусы и ожидания аудитории, не ограничивайтесь своим привычным форматом.

Но это не значит, что нужно всегда делать то, чего ждут слушатели. Иногда их стоит намеренно шокировать неожиданным стилем. Это рискованно, но в определенных обстоятельствах хорошо работает.

3. Подберите доводы, которые будут наиболее близки слушателям

При подготовке вы подберете много удачных аргументов, которые невозможно будет вместить в отведенное для выступления время. Сокращая их, оставляйте те, которые покажутся аудитории наиболее убедительными. Это один из 14 секретов ораторского мастерства для убедительной речи.

Ваши будущие слушатели охотнее согласятся с доказательством, касающимся финансов или окружающей среды? Они больше ценят простоту или выгоду? Безопасность или свободу?

Патриарх Кирилл выступает на общенациональном телеканале. Говоря о потребительском обществе и проблеме бедности, он не углубляется в дебри богословия, а приводит простые экономические аргументы, понятные большинству людей.

4. Используйте слова, входящие в их словарный запас

Это касается и текста речи, и подписей на наглядных примерах.

Не говорите «доллары», где нужно сказать «евро». Не используйте акронимы или технический жаргон, неизвестный аудитории. Не используйте термины как попало, если слушателям нужна точность. Готовьтесь тщательнее.

  1. Обращайтесь к источникам, которым доверяет аудитория 

Какие источники цитировал бы Билл Гейтс, обращаясь к главам компаний? А Джастин Бибер, разговаривая с девочками-подростками? От источников во многом зависит, сможете ли вы вызвать доверие аудитории.

6. Подбирайте истории, которые найдут отклик

Если вы владеете мастерством рассказа, это огромный плюс для выступления. Но истории будут малоэффективными, если слушатели не смогут так или иначе ассоциировать себя с их героями. Обращаясь к главам общин, приводите истории о главах общин. Говоря с родителями школьников, рассказывайте о героях-родителях.

Речь Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда стала легендарной. Но Джобс не изощрялся в ораторском искусстве, а всего лишь рассказал три простых истории из собственной жизни, о своей юности и учебе в колледже.

7. Используйте наглядность, которая подействует на аудиторию

Если вы хотите вызвать отклик, не обязательно подбирать самые точные картинки и видео, чтобы проиллюстрировать доводы. Предпочтительнее те, которые лучше подействуют на аудиторию.

Используя таблицы и графики, выбирайте те, что содержат ответы на вопросы, волнующие слушателей. Если подбираете слайды на одну и ту же тему, она должна быть интересной аудитории.

8. Затачивайте финальный призыв к действию под аудиторию

Чтобы слушатели точно откликнулись на призыв к действию, заточите его под их возможности и сильные стороны. Это особенно важно сделать правильно, если вы выступаете перед высшим руководством.

Представьте, что произносите речь в пользу благотворительного общества «Среда обитания», которое занимается строительством жилья для бедных и бездомных. Если ваши слушатели – богатые главы компаний, их можно призвать пожертвовать деньги или привлечь своих подчиненных. Если аудитория – члены волонтерской организации, их можно призвать помочь при строительстве домов.

Выступая перед участниками Международной конференции по питанию, папа римский Франциск призвал объединяться в борьбе против голода. Его доводы о недостаточности питания бедняков в Африке и Азии были близки слушателям.

Как оратору справиться с особенными аудиториями

Все вышеупомянутое касается обычных выступлений. Но иногда анализ аудитории может выявить некоторые особенности аудитории, к примеру:

— Обязательная явка

Намного легче говорить с людьми, которые пришли сами, ведь это уже значит, что им интересно. Но если слушателей обязали прийти, нужно сначала доказать им, что вы будете говорить нечто важное и нужное.

Враждебная аудитория

Если аудитория заранее настроена против ваших доводов, нужно овладеть навыком вести дебаты, чтобы переубедить слушателей. Не сумев вовремя распознать враждебную аудиторию, вы обречены на провал.

— Усталая аудитория

Выступая вечером или даже перед обедом, если ему предшествовало утомительное утро, бывает трудно удержать внимание аудитории. Будьте кратки. Говорите энергично и по делу.

— Посетители конференции

Выступая в рамках крупного мероприятия, проверьте, насколько ваш материал соответствует темам других ораторов. Чем сильнее он с ними связан, тем ценнее будет для слушателей ваша речь

Что делать оратору с неоднородной аудиторией?

Все посетители выступлений редко принадлежат к одной и той же социальной прослойке. Часто аудитории бывают смешанными, например:

— Вы выступаете от имени своей организации перед потенциальными партнерами. Аудитория будет делиться на высшее руководство и простых сотрудников. У них очень разный жизненный опыт, разные сферы интересов, разный словарный запас.

— Вы выступаете перед собранием общественных активистов и говорите на противоречивую тему. Такая аудитория будет делиться на группы: те, кто поддерживает бизнес; «зеленые»; защитники семейных ценностей и так далее.

— Вы выступаете на заседании школьного родительского комитета. Будут присутствовать родители, учителя и руководство школы.

Есть три стратегии обращения со смешанными аудиториями:

  1. Обращайтесь только к одной подгруппе, игнорируя остальные. Это рискованно, но может сработать, если решение зависит от одного человека или небольшой группы. Иногда имеет смысл сосредоточиться на тех, кто принимает решения.
  1. Адресуйте каждой подгруппе отдельную часть выступления. Эта стратегия часто используется политиками.
  1. Не заостряйте внимание на различиях между подгруппами. Сосредоточьте усилия на том, что у них есть общего. Различий может быть много, но иногда есть смысл игнорировать их, чтобы не запутаться в противоречивых доводах сторон. Нужно «оставаться над схваткой» и сосредоточиться на общих для всех групп ценностях и проблемах.

Оратор Мартин Лютер Кинг

 

В своей речи «У меня есть мечта» Мартин Лютер Кинг апеллировал к общечеловеческим ценностям, сосредоточив внимание на своем главном тезисе – необходимости равных прав для негров и белых. Эксперты отмечают, что он цитировал разные источники. «Геттисбергская речь» Авраама Линкольна, отсылка к которой есть в одной из фраз, показала образованность и компетентность Кинга перед светским обществом и власть имущими. Цитаты из Библии сделали речь близкой религиозной части зрителей и сторонникам Кинга.