Подстраиваться ли оратору под аудиторию?

Некоторые ораторы так стараются угодить аудитории, что ведут себя неестественно и теряют индивидуальность. Конечно, таким образом не получится проявить ораторское мастерство и сделать речь интересной. Как же вести себя с разными аудиториями?

Ораторы-практики советуют: не нужно меняться полностью, нужно лишь корректировать свою манеру выступления определенным образом.

1. Вы выступаете перед молодежью

Например, на выпускном.

Нужно сразу же захватить их внимание историей. Проявите мастерство рассказа. История должна быть короткой, ее эпизоды – еще короче. Чем быстрее вы завладеете их вниманием, тем лучше. Выступайте в стиле MTV.

Клип МТВ для оратора

Молодежь привыкла к коротким музыкальным клипам, немедленному доступу к информации через Интернет, прямым трансляциям и т.д. Она не станет терпеливо ждать, пока оратор скажет что-то интересное.

2. Вы выступаете перед учеными или инженерами

Не отказывайтесь от историй, но старайтесь также включать в речь логические рассуждения и излагать по пунктам. Тогда аудитория с удовольствием будет следить за ходом мысли.

Слайды с таблицами, графиками, пошаговыми списками будут кстати. Они придадут речи большую ценность.

Быстро переключайтесь между правым полушарием мозга (отвечает за эмоции) и левым (отвечает за логику). Пусть пошаговые логические доводы будут основой. А истории – домами, построенными на этой основе.

Схема речи оратора для инженеров

3. Вы – оратор-мотиватор

Например, выступаете с мотивирующей речью перед торговой группой или сотрудниками компании.

Чтобы мотивировать слушателей, говорите энергично. Продавайте свои идеи, рассказывая слушателям о преимуществах, которые они получат, если последуют вашим советам. Истории желательно рассказывать и показывать в ролях.

Помните, как герой Леонардо Ди Каприо выступал перед продавцами в фильме «Волк с Уолл-стрит»?

Мотивационная речь оратора

Его речь была такой энергичной, что под конец энтузиазм передался аудитории. Кроме того, он подкреплял советы обещаниями, говоря «Это сделает вас богатыми!»

4. Вы выступаете перед аудиторией, у которой есть проблемы

Например, в компании, которую ждет поглощение. Или перед жильцами аварийного дома. Или перед обманутыми вкладчиками.

Начните с того, что важно для слушателей, а затем переходите к своим идеям и историям. Коснитесь их болезненных точек, покажите, что разделяете беспокойство. Если есть возможность, расскажите что-то утешительное. Правильно оденьтесь, так, чтобы не выпячивать свое превосходство.

Не стесняйтесь шутить. Но лучше шутите над собой, а не над проблемами слушателей.

Старайтесь дать им надежду.

Вот, например, оратор выступает перед группой людей, которых объединяет проблема ветхого жилья.

Сначала она сообщает утешительные, обнадеживающие новости. И только потом напоминает, что нужно обновить документы – то есть переходит к цели своего выступления.

5. Вы – оратор на похоронах

Либо произносите поминальную речь.

Говорите тихо и мягко хотя бы в начале речи. Можно рассказать трогательную историю о покойном. Если вы произносите речь-панегирик, то есть восхваляете жизнь покойного, то можно даже включить в эти истории юмор.

Речь на похоронах

Так как речь на похоронах – это очень ответственное выступление, подготовьте ее заранее.

6. Вы выступаете перед маленькими детьми

Например, в начальной школе.

Как выступать перед детской аудиторией? Рассказывайте истории так, как бы вы рассказывали сказки своим детям. Используйте звукоподражание, разнообразьте мимику, не упустите ни одного способа привлечь их внимание. Затем незаметно переходите к сути речи

Оратор и дети

7. Вы выступаете перед международной аудиторией

Язык, на котором вы говорите, – не их родной язык.

Заранее изучите традиции и культуру их страны, чтобы понимать, что допустимо, а что нет. Это касается не только речи. Конфуз с Бараком Обамой в Индии произошел еще до того, как он открыл рот.

Неудача оратора Обамы

Обама жевал антиникотиновую жвачку. Это нарушение этикета вызвало шквал негодования зрителей.

Говорите помедленнее. Помните, что шутки, основанные на игре слов, могут остаться непонятыми.

Заключение

Какие бы небольшие уточнения вы ни вносили в свой стиль, оставайтесь собой. Аудитория хочет видеть реального оратора, а не его маску. А если вам нужно выступить перед какими-то очень специфическими слушателями, приходите на курсы ораторского мастерства, где учат выступать в любой ситуации.