Как оратору встряхнуть аудиторию под конец речи

На курсах ораторского мастерства вам посоветуют закончить речь историей, яркой фразой или кратким итогом сказанного. Это хорошие методы. Но что делать, если под конец вы хотите максимально мобилизовать внимание аудитории?

Ораторский прием «Обсуждение и разбор»

Этот прием часто использует мировой чемпион по ораторскому мастерству Крэйг Валентин.

Чемпион по ораторскому мастерству Крэйг Валентин

Метод состоит из двух частей.

  1. Обсуждение

Под конец речи скажите: «А теперь засеките минуту, повернитесь к соседу и поделитесь с ним парочкой идей, которые вы почерпнули из этого выступления».

  1. Разбор

Через минуту скажите: «Время истекло. Итак, к чему вы пришли? Скажите вслух, какие ценные идеи вы почерпнули».

Преимущества метода

Вы сами удивитесь, насколько вырастет отклик аудитории. «Люди очень оживляются, а идеи выстреливают в воздух одна за другой, как фейерверки», — рассказывает мастер ораторского искусства Крэйг Валентин.

Фейерверк идей на выступлении оратора

Вот и другие объективные преимущества:

  1. Аудитория охотнее верит вашей речи. Ведь люди только что сами пересказали то ценное, чему научились, а себе они верят охотнее, чем кому-то еще.
  2. Люди усваивают больше информации. Ведь они только что повторили ее.
  3. Усиливается эмоциональный отклик аудитории.
  4. Вас охотнее позовут выступать в следующий раз. Организатор, пригласивший вас, воочию видит, что ваша речь содержательна и интересна людям. Он может сам проверить, что нового или ценного они узнали. Ваша репутация улучшается.
  5. Слушатели выходят с выступления в хорошем настроении.

Подсказки оратору, как использовать прием

Подсказка 1. Перефразируйте ответы.

Например, вы только что произнесли обучающую речь о том, как использовать секреты презентации от Стива Джобса.

Ораторское мастерство Стива Джобса

Потом вы предлагаете людям вспомнить, что ценного они узнали, затем просите произнести это вслух. Начинаются первые ответы:

Аудитория: «Нужно писать меньше текста на слайдах!»

Вы: «Правильно, лучший слайд – это минималистичный».

Аудитория: «Нужно представить в презентации «героя» и «злодея».

Вы: «Именно так, ведь это и есть выгодная схема «Проблема + решение».

И так далее. Перефразируя, используйте ключевые фразы из вашей речи. Это поможет аудитории:

  • Лучше усвоить информацию
  • Надолго запомнить ее.

Подсказка 2. Остановитесь вовремя.

Во время разбора идеи будут звучать одна за другой. Остановиться и перейти к завершению лучше тогда, когда люди все еще предлагают свои варианты. Не ждите, пока идеи иссякнут и воцарится неловкое молчание. Это как с попкорном: когда вы готовите его в микроволновой печи, нужно выключать, когда он еще стреляет. Иначе вы сожжете его.

Горелый попкорн и скучный оратор

Точно так же вы рискуете сжечь и людской энтузиазм. Оставляйте аудиторию на подъеме, пока она хочет продолжения.

После того как обсуждение завершится, вы можете эффектно закончить речь в 4 этапа или сказать несколько броских фраз на прощание.