Если вы проводите семинары или мастер-классы, то знаете, что ведущему нужно обладать немалым ораторским мастерством. К тому же такие мероприятия обычно длиннее, чем простое публичное выступление. Оратору приходится больше общаться с аудиторией. Как поддерживать ее интерес в течение всего семинара?
Мастер-класс.
Организация – на плечах оратора
- Поприветствуйте людей либо произнесите короткую приветственную речь и подскажите, что делать дальше. Например, можно включить слайд или поставить флипчарт с надписью «Выберите партнера и откройте страницу 3 в буклете».
Пока одни рассаживаются, другие уже начнут готовиться.
- Вовлеките аудиторию в первые три минуты.
Начало влияет на то, как они будут воспринимать оставшуюся часть мастер-класса. Если вы начнете с лекции, люди подумают, что и весь мастер-класс будет одной большой лекцией. Начните с интересного вида деятельности. Используйте для этого 8 элементов темпа речи.
Чемпион мира по ораторскому мастерству Эд Тейт ведет мастер-класс.
- Выберите доверительный тон.
Если вы обучаете чему-то людей, которые стесняются своего неумения, скажите: «Все, что будет происходить в этой комнате, в ней и останется».
- Заявите о теме в течение первых 5 минут.
Расскажите, чем именно людям предстоит заняться, и покажите предполагаемый результат. Используйте методику Монро: вдохновите аудиторию этим результатом!
- Раздаточные материалы и карточки.
На карточках оставляйте много свободного места, но не делайте карточки-тесты, где нужно будет заполнить пробелы. Заполняя пробелы новой информацией, люди будут записывать только то, что слышат. Если на карточках будет много свободного места, они смогут записать и свои собственные мысли по поводу того, что узнают.
- Если уместно, поставьте музыку для настроения.
Ненавязчивая музыка во время мастер-класса поднимет энергию людей и подготовит к обучению.
- Перед началом спросите, чего они ждут от мастер-класса.
Это поможет вам понять, на каких материалах и темах делать акцент.
- Никогда не проводите занятие дольше 90 минут без перерывов.
А если мастер-класс проходит после обеда – это время сокращается до 75 минут. Делайте перерывы. Иначе люди устанут.
- В комнате должна быть вода, конфеты или даже пончики.
- Дайте людям понять, что они и сами кое-что знают и умеют.
Этот прием советует использовать Эд Тейт, чемпион мира по ораторскому искусству 2000 года.
Не делайте вид, что только вам известны все секреты и ответы. Задавайте вопросы аудитории, поощряйте ее думать самостоятельно. Вдохновите людей делиться их мыслями и знаниями.
Как оратору поддерживать энергичную атмосферу
- Меняйте виды деятельности каждые 10-15 минут.
Если вы рассказываете историю, после нее вернитесь к действиям. Когда люди выполнят его, включите слайд и т.д. Помните, что нужно удовлетворить потребности аудиалов, визуалов и кинестетиков. Смена деятельности помогает запоминать. Так люди легче запомнят то, чему вы их учите.
- Участники должны сменять партнеров.
Это позволит им растянуть зону комфорта и лучше усвоить навыки.
- Устраивайте обсуждение и подведение итогов после каждого блока новой информации.
К примеру, вы ведете семинар для начинающих художников.
Как провести групповое обсуждение в этом случае? Рассказав им о правилах композиции, скажите: «Повернитесь к партнеру и расскажите ему о двух своих самых больших трудностях в построении композиции». Когда люди все обсудят, скажите: «А теперь давайте подведем итог. Чему вы научились?»
Это будет небольшой круглый стол в процессе обучения.
- Прежде чем предложить какой-то вид деятельности в группах, выполните это задание с одним человеком.
Например, вы ведете мастер-класс по росписи тканей.
Пусть один человек выйдет и с вашей помощью нарисует простой элемент узора. Потом уже предлагайте рисовать узор остальным.
- Если участники работают в группах, сменяйте лидеров каждой группы в течение мастер-класса.
Тогда каждый сможет научиться большему и получит возможность побыть лидером.
- Предлагайте участникам обучить партнера тому, чему они только что научились.
Это позволит закрепить навыки.
- Поощряйте участников делиться своими собственными историями и наблюдениями.
Семинар это или мастер-класс – не захватывайте монополию на истории. Пусть люди делятся своими наблюдениями. Это создаст атмосферу дружеского общения, обсуждения и повысит отклик аудитории.
- Моделируйте ситуации, о которых рассказываете.
Например, вы ведете семинар по управлению персоналом, и рассказываете, как справляться с опозданиями.
Покажите, как разговаривать с опаздывающими сотрудниками, на примере участника, который поздно вернулся с перерыва. Делайте это по-доброму, без насмешек. Перед началом семинара предупредите, что проведете такой опыт с каждым, кто будет опаздывать. Действуйте с добрым юмором.
- Разжигайте интерес, объявляя о том, что будет дальше.
Перед каждым перерывом кратко скажите, чему люди смогут научиться после него. Например, вы ведете семинар по тайм-менеджменту. Перед перерывом скажите: «Вы когда-нибудь чувствовали себя беспомощным перед горой дел, которые не успеваете сделать? После перерыва вы узнаете простую формулу из 5 шагов, которая поможет с этим справиться. Увидимся через 14 минут».
Обратите внимание, что в примере сказано «14 минут», а не 15. Круглые числа звучат не так серьезно.
- Создавайте ритуалы и следуйте им.
Например, если вы ведете длительный курс, можно начинать каждое занятие с «Проверки». Это своеобразная традиция, когда перед началом занятия каждый участник кратко рассказывает о том, чему научился в прошлый раз.