20 ораторских способов оживить семинары и мастер-классы

Если вы проводите семинары или мастер-классы, то знаете, что ведущему нужно обладать немалым ораторским мастерством. К тому же такие мероприятия обычно длиннее, чем простое публичное выступление. Оратору приходится больше общаться с аудиторией. Как поддерживать ее интерес в течение всего семинара?

Оратор ведет мастер-класс

Мастер-класс.

Организация – на плечах оратора

  1. Поприветствуйте людей либо произнесите короткую приветственную речь и подскажите, что делать дальше. Например, можно включить слайд или поставить флипчарт с надписью «Выберите партнера и откройте страницу 3 в буклете».

Оратор у флипчарта

Пока одни рассаживаются, другие уже начнут готовиться.

  1. Вовлеките аудиторию в первые три минуты.

Начало влияет на то, как они будут воспринимать оставшуюся часть мастер-класса. Если вы начнете с лекции, люди подумают, что и весь мастер-класс будет одной большой лекцией. Начните с интересного вида деятельности. Используйте для этого 8 элементов темпа речи.

Оратор ведет мастер-класс 2

Чемпион мира по ораторскому мастерству Эд Тейт ведет мастер-класс.

  1. Выберите доверительный тон.

Если вы обучаете чему-то людей, которые стесняются своего неумения, скажите: «Все, что будет происходить в этой комнате, в ней и останется».

  1. Заявите о теме в течение первых 5 минут.

Расскажите, чем именно людям предстоит заняться, и покажите предполагаемый результат. Используйте методику Монро: вдохновите аудиторию этим результатом!

  1. Раздаточные материалы и карточки.

На карточках оставляйте много свободного места, но не делайте карточки-тесты, где нужно будет заполнить пробелы. Заполняя пробелы новой информацией, люди будут записывать только то, что слышат. Если на карточках будет много свободного места, они смогут записать и свои собственные мысли по поводу того, что узнают.

  1. Если уместно, поставьте музыку для настроения.

Ненавязчивая музыка во время мастер-класса поднимет энергию людей и подготовит к обучению.

  1. Перед началом спросите, чего они ждут от мастер-класса.

Это поможет вам понять, на каких материалах и темах делать акцент.

  1. Никогда не проводите занятие дольше 90 минут без перерывов.

А если мастер-класс проходит после обеда – это время сокращается до 75 минут. Делайте перерывы. Иначе люди устанут.

  1. В комнате должна быть вода, конфеты или даже пончики.

Вода в помещении для выступления или семинара

  1. Дайте людям понять, что они и сами кое-что знают и умеют.

Этот прием советует использовать Эд Тейт, чемпион мира по ораторскому искусству 2000 года.

Чемпион по ораторскому мастерству Эд Тейт

Не делайте вид, что только вам известны все секреты и ответы. Задавайте вопросы аудитории, поощряйте ее думать самостоятельно. Вдохновите людей делиться их мыслями и знаниями.

Как оратору поддерживать энергичную атмосферу

  1. Меняйте виды деятельности каждые 10-15 минут.

Если вы рассказываете историю, после нее вернитесь к действиям. Когда люди выполнят его, включите слайд и т.д. Помните, что нужно удовлетворить потребности аудиалов, визуалов и кинестетиков. Смена деятельности помогает запоминать. Так люди легче запомнят то, чему вы их учите.

  1. Участники должны сменять партнеров.

Это позволит им растянуть зону комфорта и лучше усвоить навыки.

  1. Устраивайте обсуждение и подведение итогов после каждого блока новой информации.

К примеру, вы ведете семинар для начинающих художников.

Оратор художник

Как провести групповое обсуждение в этом случае? Рассказав им о правилах композиции, скажите: «Повернитесь к партнеру и расскажите ему о двух своих самых больших трудностях в построении композиции». Когда люди все обсудят, скажите: «А теперь давайте подведем итог. Чему вы научились?»

Это будет небольшой круглый стол в процессе обучения.

  1. Прежде чем предложить какой-то вид деятельности в группах, выполните это задание с одним человеком.

Например, вы ведете мастер-класс по росписи тканей.

Оратор показывает мастер-класс

Пусть один человек выйдет и с вашей помощью нарисует простой элемент узора. Потом уже предлагайте рисовать узор остальным.

  1. Если участники работают в группах, сменяйте лидеров каждой группы в течение мастер-класса.

Тогда каждый сможет научиться большему и получит возможность побыть лидером.

  1. Предлагайте участникам обучить партнера тому, чему они только что научились.

Это позволит закрепить навыки.

  1. Поощряйте участников делиться своими собственными историями и наблюдениями.

Семинар это или мастер-класс – не захватывайте монополию на истории. Пусть люди делятся своими наблюдениями. Это создаст атмосферу дружеского общения, обсуждения и повысит отклик аудитории.

  1. Моделируйте ситуации, о которых рассказываете.

Например, вы ведете семинар по управлению персоналом, и рассказываете, как справляться с опозданиями.

Опоздание и оратор

Покажите, как разговаривать с опаздывающими сотрудниками, на примере участника, который поздно вернулся с перерыва. Делайте это по-доброму, без насмешек. Перед началом семинара предупредите, что проведете такой опыт с каждым, кто будет опаздывать. Действуйте с добрым юмором.

  1. Разжигайте интерес, объявляя о том, что будет дальше.

Перед каждым перерывом кратко скажите, чему люди смогут научиться после него. Например, вы ведете семинар по тайм-менеджменту. Перед перерывом скажите: «Вы когда-нибудь чувствовали себя беспомощным перед горой дел, которые не успеваете сделать? После перерыва вы узнаете простую формулу из 5 шагов, которая поможет с этим справиться. Увидимся через 14 минут».

Обратите внимание, что в примере сказано «14 минут», а не 15. Круглые числа звучат не так серьезно.

  1. Создавайте ритуалы и следуйте им.

Например, если вы ведете длительный курс, можно начинать каждое занятие с «Проверки». Это своеобразная традиция, когда перед началом занятия каждый участник кратко рассказывает о том, чему научился в прошлый раз.