Зомби на сцене, или Как сделать публичное выступление живым и естественным

Зомби в фильмах видели почти все. Они неестественно двигаются, издают нечленораздельные звуки и ходят, опустив головы.

Оратор зомби

Однако, посмотрев фильм о зомби, оратор-новичок выходит на сцену и… ведет себя почти точно так же! Опускает глаза, скованно двигается, мямлит что-то невразумительное…

Как не быть зомби на сцене? Как сделать выступление живым?

Главное – быть самим собой и избегать ошибок, из-за которых оратор начинает походить на зомби.

  1. Никаких нечленораздельных звуков

Зомби хрипят, бормочут что-то непонятное или мычат, ведь горло у них забито землей. Лишь изредка они произносят целые слова, например: «Мозги-и-и!»

На сцене зомби то и дело прокашливаются, прочищают горло и издают такие звуки, как «э-э-э», «ну», «хм-м», «итак».

От такого не застрахованы даже лучшие ораторы. А если вы достаточно известный человек, то рискуете стать жертвой шуток. Например, как в этом видео:

Владимир Путин прекрасно владеет ораторским искусством и занимает третье место в рейтинге великих ораторов от Спикерклуба. Но кто-то собрал все его паузы в речи и склеил в видеоролик, который разлетелся по Интернету. Чтобы чего-то подобного не произошло с вами, следует искоренять из своей речи слова-паразиты, вставные слова и вездесущие «э-э».

  1. Оратор должен интонировать голос

Запишите свою речь на диктофон и послушайте. Если голос звучит монотонно и замогильно, стоит задуматься о том, как улучшить дикцию и поставить голос. А может быть, вам помогут на курсах ораторского мастерства.

Используйте следующие голосовые инструменты, чтобы сделать выступление живым и естественным:

– Энергичный голос;

– Подчеркивание главных пунктов голосом;

– Паузы;

– Варьирование громкости и темпа речи.

Этому можно поучиться у хороших футбольных комментаторов. Голос – их единственный инструмент, они поневоле говорят выразительно. Послушайте, как комментатор меняет темп, громкость и интонации:

  1. Оратор должен обращаться к людям, а не к предметам

Зомби неважно относятся к живым и обращают на них внимание, только когда голодны. Неодушевленные предметы кажутся им намного безопаснее.

На сцене зомби предпочитает смотреть в свои заметки, распечатки, слайды на мониторе, разглядывать носки своей обуви, потолок или заднюю стену зала.

Чтобы не быть оратором-зомби, смотрите на свою аудиторию. Зрительный контакт – один из 3 главных приемов успешного выступления. Неспешно переводите взгляд из одной части зала в другую, чтобы каждый в аудитории был уверен, что вы обращаетесь именно к нему, а не к доскам сцены.

Ораторы

Сравните этих двух ораторов. Не правда ли, выступление второго выглядит намного живее?

  1. Оратор должен свободно двигаться

Движения зомби скованы и скупы, ведь тело давно одеревенело. Конечно, ни о каком языке тела не может быть и речи.

Движения оратора-зомби

Как же оратору двигаться на сцене? Чтобы не напоминать зомби, нужно свободно жестикулировать, передвигаться с расправленными плечами по сцене и подчеркивать движениями самое важное в выступлении.

К тому же помните – существует теория, которая гласит, что движения помогают думать!