Как укрепить связь с аудиторией: ораторский прием “Обращение к слушателям”

Вы произносите интересную речь, рассказываете истории из жизни, используете все свое ораторское мастерство, стараетесь держаться так, чтобы вас внимательно слушали, но аудитория заметно скучает. Бывало ли с вами такое? Если да, то, возможно, вы пренебрегли простым ораторским приемом, который заключается в создании взаимодействия с залом.

Ораторский прием “Обращение к слушателям”

Чтобы сохранять интерес слушателей на протяжении всей речи, нужно время от времени апеллировать к их мнению и опыту. Можно задавать вопросы, предлагать задуматься или же просто использовать фразы наподобие «Как вы уже знаете…», «Вы, наверное, видели…» и т.д.

Пример использования этого приема показал чемпион по ораторскому искусству 1999 года Крэйг Валентин.

Мастер ораторского искусства Крэйг Валентин

В одной из своих речей он рассказал историю, которая звучала так: «Вам когда-нибудь приходилось становиться на весы и сталкиваться с неприятной действительностью? Я расскажу одну историю об этом. Поднимите руки, у кого есть дети. Тогда вы знаете, что, когда доктор приходит осматривать ребенка, он взвешивает его и измеряет рост. Когда доктор впервые пришел к моей новорожденной дочери Тори, мы обнаружили, что не можем взвесить ее на наших домашних весах. Сидеть она не могла, а лежа не помещалась на них. И тогда доктор сказал моей жене: «Давайте вы сначала встанете на весы без Тори, а потом с ней на руках. Мы вычтем разницу и узнаем вес ребенка». А теперь скажите, вы когда-нибудь общались с женщиной, которая недавно родила? Они очень часто комплексуют из-за своего веса…»

Благодаря тому, что Крэйг то и дело обращался к личному опыту слушателей, их интерес сохранялся в течение всей истории. В этом большая доля мастерства рассказа. Когда речь оратора подталкивает вспомнить или задуматься о том или ином событии из жизни, аудитория откликается намного живее. К тому же она чувствует себя как бы соавторами истории. А люди обычно неравнодушны к тому, в создании чего принимают участие.

Как пользоваться этим ораторским приемом

Есть 6 правил, как лучше использовать прием и как нужно апеллировать к мнению слушателей.

Правило 1. Говорите дружески, а не отдавайте команды.

Бывает, что ораторы говорят, например: «Вы должны обязательно сделать выбор в пользу новой программы» или «Вы должны приобрести эту книгу». Такие фразы тоже апеллируют к аудитории, но это грубо и вызывает отторжение. Избегайте подобных требований.

Обратите внимание, как говорит Сергей Безруков, выступая перед курсантами кадетского училища:

Он мог бы настоятельно советовать подросткам учиться, заявлять что-то вроде: “Вы должны учиться, это необходимо!”. Но вместо этого он мягко и дружески обращается к ним, рассказывает, какие прекрасные условия созданы для их учебы, сравнивает со своими школьными годами и заканчивает словами: “У вас есть возможность стать потрясающими офицерами”. Посмотрите, как внимательно его слушают благодаря этому приему. В этом секрет его ораторского мастерства.

Правило 2. Ищите, что у вас есть общего с аудиторией.

И обязательно апеллируйте к этому. Например, если вам есть что рассказать о своем ребенке, спросите, был ли у слушателей подобный опыт. Это поможет удержать интерес.

Правило 3. Задавайте вопросы.

Вопросы, обращенные к аудитории, подталкивают к рефлексии, размышлениям, будят воспоминания. Не пренебрегайте вопросами. Для этой же цели нужны метафоры и фигуры речи.

Вот как Мария Захарова задает вопрос залу, прежде чем привести в своей речи метафору:

Она спрашивает, все ли помнят старую песенку, которую потом и цитирует. Благодаря этому люди стали слушать внимательнее и встретили метафору аплодисментами.

Правило 4. Учитывайте ответы слушателей.

Например, сказав: «Поднимите руки, у кого есть дети», не продолжайте говорить сразу, а посмотрите в зал, обратите внимание, кто поднял руку. И если на очередной такой вопрос никто не ответил положительно, это тоже нужно учесть – вы уже не сможете продолжить словами «Тогда вы знаете, что…». Покажите людям, что их ответы что-то значат для вас.

Правило 5. Не отводите слишком много времени на вопросы к аудитории.

Они должны быть ненавязчивыми и мимолетными. Если вы постоянно будете спрашивать «Кто из вас переживал то-то?» или «А теперь поднимите руки, кто сталкивался с этим», то такая речь быстро надоест. Этот прием – лишь вишенка на торте вашей истории.

Посмотрите, как естественно Владимир Путин вплетает вопрос в свою шутку об энергетике:

Постарайтесь сделать свои вопросы такими же ненавязчивыми и уместными.

Правило 6. Не переборщите.

Не злоупотребляйте одинаковыми вопросами наподобие «Кто из вас…» или просьбами «Поднимите руки, если вы…». Чередуйте их с утверждениями вроде «Все вы видели…» и не используйте слишком часто, иначе аудитория решит, что это всего лишь механический прием.

Если же вы все еще испытываете сложности, то запишитесь на курсы ораторского мастерства. Там вы обучитесь этому и многим другим приемам. Удачи!