Как оратору справляться с возражениями аудитории

Вы выступаете и чувствуете, что ваши слова никого не убеждают. Аудитория то и дело возражает, всячески показывает отторжение и несогласие. При этом люди настроены не враждебно, так что вы даже не можете воспользоваться советами, как выступать перед враждебной аудиторией, которые вам дали на курсах ораторского мастерства. Что делать?

Справиться с сопротивлением и превратить возражения в согласие вам помогут следующие советы.

  1. Определите причину сопротивления.

Когда Владимира Жириновского забросали капустой, причину было легко определить.

Оратора Жириновского атакуют из аудитории

Журналистка была не согласна с его взглядами на отношения России и Украины. Она выкрикивала соответствующие обвинения в его адрес. Но это крайнее проявление несогласия. Обычно оратору просто возражают на словах.

Люди не согласны из-за того, что ваша речь идет вразрез со взглядами, принятыми в их коллективе, или по личным причинам? Они возражают против приведенных вами фактов или же их несогласие вызвано разницей культур? Кто-то из аудитории не согласен с вашими взглядами или видит пробел в вашей логике? А может, вам задали один из 7 сложных типов вопросов, чтобы вызвать вас на спор?

Понимание причины поможет вам определиться, в каком ключе отвечать. Но в любом случае отвечайте на возражения честно и не юлите. Аудитория чувствует это.

  1. Обращайте внимание на эмоции.

Вы презентуете товар, компанию, точку зрения или новый способ вести дела. Так или иначе, это вызывает эмоциональный отклик. Отвечайте на эмоции людей. Так вы станете оратором, достойным доверия.

  1. Опровергайте заблуждения.

Люди могут не соглашаться с вами, потому что у них есть другая информация по той или иной теме. Если эта информация неправильная, опровергайте ее как можно скорее. Иначе заблуждение укрепится и затвердеет, как бетон, и справиться с ним будет намного сложнее.

Мы часто слышим в новостях, как пресс-служба Кремля опровергает тот или иной слух.

Оратор опровергает информацию

Это стараются сделать как можно скорее именно потому, что заблуждения имеют свойство приживаться.

  1. Не отметайте нечеткие аргументы.

Многие ораторы в пылу спора с несогласной аудиторией сразу отметают все аргументы, которые звучат неясно и нелогично. Но это ошибка. Придя на курсы ораторского мастерства, вы узнаете, что на такие аргументы тоже нужно отвечать. Главное – выявить неточности и нелогичности и заявить о них. Это выгодно для вас. Показав ошибку оппонента, дайте ответ, который подтвердит вашу правоту.

Например, как сделал Владимир Путин в дискуссии с Дональдом Туском:

Своим ответом он показывает неточность слов Туска и рассказывает, как обстояло дело в реальности. Старайтесь опровергать неточные аргументы так же логично и доходчиво.

  1. Сохраняйте спокойствие.

Избегайте конфликта. Чем яростнее возражает несогласный слушатель, тем спокойнее должен быть оратор. Отвечайте логично, терпеливо и доброжелательно. Такое поведение лишний раз подчеркнет вашу правоту.

  1. Следите за своим тоном.

Самые лучшие аргументы пропадут втуне, если вы будете говорить злобно или оскорбительно. Аудитория запоминает тон чуть ли не лучше, чем фактическую информацию.

Вот яркий пример ошибки оратора:

Представитель Госдепа набрасывается на журналистку с обличениями, вместо того чтобы отвечать на вопросы, которые она затронула. Никогда так не делайте.

  1. Возражайте нейтрально.

Избегайте насмешек или сарказма, даже если удержаться очень сложно. Хороший оратор не имеет на это права. Не нужно оттачивать остроумие на слушателях с противоположной точкой зрения.

Умение справляться с возражениями пригодится вам во многих ситуациях. В частности, если вы выступаете перед одним из 5 сложных типов аудитории. Удачи!