7 ошибок языка тела: секреты ораторского мастерства

Если ваши выступления не пользуются успехом, а вам раз за разом не удается убедить аудиторию и донести до людей свою точку зрения, то проверьте себя. Возможно, вы упустили из виду такую важную часть ораторского искусства, как язык тела. Не совершаете ли вы какие-либо из этих ошибок?

Ошибка №1. Оратор создает невербальный барьер.

Невербальный барьер – это закрытая поза. Оратор как бы отгораживается от аудитории. Например:

  • Скрещивает руки на груди:

Оратор скрестил руки на груди

  • Закрывается руками, как футболисты в «стенке» во время штрафного удара:

Жест футболистов у оратора

  • Складывает руки, будто в молитвенном жесте:

Молитвенный жест оратора

  • Потирает руки:

Оратор потирает руки

Избегайте этих жестов и поз. Они создают психологический барьер между вами и слушателями. Используйте выразительные жесты, чтобы подчеркнуть сказанное, а не отгородиться от аудитории.

Ошибка №2. Плохая поза или осанка.

Аудитория оценивает вас так, как вы оцениваете себя сами. Сгорбленная спина и сутулые плечи – признак неуверенности и низкой самооценки.

Сутулый оратор

Такой оратор не будет пользоваться авторитетом.

Мастера ораторского искусства советуют: стоя на сцене, представьте, что из вашей макушки тянется нить и уходит в небо. Выпрямитесь по этой нити, и вы сами удивитесь, как уверенно станете выглядеть.

Ошибка №3. Оратор прячет глаза.

О важности зрительного контакта знает любой, кто хоть раз был на курсах ораторского мастерства. Не берите пример с этого докладчика:

Оратор не поддерживает зрительный контакт

Самое важное в выступлении – добиться доверия людей. Это достигается только с помощью зрительного контакта. Поэтому смотрите в зал, неспешно переводя взгляд с одного конца на другой и выбирая отдельных зрителей, чтобы взглянуть им в глаза.

Ошибка №4. Непродуктивное использование пространства.

Часто ораторы правильно жестикулируют, но совершенно упускают из виду, что вся сцена – такой же инструмент, как и их руки. Они стоят на одном месте, напоминая статую.

Оратор-статуя

Так делать не следует. Нужно двигаться по сцене со смыслом. Например, вы можете выбрать несколько точек, в которых будете стоять, рассказывая о тех или иных аргументах. Или можно неспешно прохаживаться вдоль сцены, как вдоль воображаемого временного отрезка, если вы рассказываете об изменениях от прошлого к будущему.

Ошибка №5. Вялые или однообразные жесты.

Вы наверняка видели докладчиков, чьи руки безжизненно болтались вдоль тела?

Оратор опустил руки

Или, наоборот, напоминали лопасти мельницы, когда оратор бестолково ими размахивал.

«Что делать с руками?» – частый вопрос неуверенных ораторов. Ответ прост: жесты должны быть частью того, о чем вы говорите. Как писал Шекспир в “Гамлете”, слово должно опираться на действие, а действие на слово. Помня об этом, вы избежите ненужных или несоответствующих вашим словам жестов.

Ошибка №6. Негативные сигналы тела.

Когда оратор:

  • Хмурится и выступает без тени улыбки,

Оратор хмурится

  • Нетерпеливо мотает головой, когда его о чем-то спрашивают, точно безмолвно приказывает зрителю замолчать,
  • Если ему хотят задать вопрос, указывает в зал пальцем, вместо того чтобы сделать приглашающий жест, –

Оратор указывает пальцем

все это – негативные сигналы тела. Так вы показываете аудитории, что не расположены к ней. А в таком случае аудитория быстро потеряет остатки своего расположения к вам.

Ошибка №7. Оратор неуклюже обращается с предметами.

Лазерная указка танцует у него в руке, и огонек дергается как попало, маркеры или мел то и дело вываливаются из рук, а микрофон то оказывается слишком близко к губам, то слишком далеко, так что звук становится неоднородным и речь – неразборчивой. Такой оратор может споткнуться, выходя на сцену, а еще у него нередко барахлит ноутбук или проектор.

Выступающие падают поднимаясь на сцену

Поднимаясь на сцену, чтобы выступить на церемонии вручения награды Emmy, актрисы Тина Фей и Эми Полер так волновались, что умудрились одновременно потерять равновесие.

Конечно, от подобных промахов никто не застрахован. Но если они происходят постоянно, создается впечатление, что у оратора трясутся руки. А значит, он волнуется, он не уверен в себе и своих словах. К тому же это отвлекает слушателей от вашей речи. Поэтому подготовьтесь хотя бы за час до публичного выступления. Потренируйтесь пользоваться аппаратурой и запомните расположение предметов на сцене, чтобы ничего не опрокинуть и не уронить.