Вы готовитесь выступать и просмотрели много материалов по ораторскому мастерству, но все еще боитесь провала? Изучите эти распространенные ошибки и постарайтесь не допустить их. Тогда выступление будет успешным.
Оратор не устанавливает связь с аудиторией.
Такие ораторы уделяют внимание только подготовке материала. Затем они выходят и начинают озвучивать его, не обращая внимания на настроение аудитории. Зачастую их речи тоже лишены эмоционального посыла. Они написаны сухо, информативно и рассчитаны на интеллектуальное восприятие.
Чтобы не допустить этой ошибки, обращайте внимание на настроение аудитории и старайтесь вызвать эмоциональный отклик. Это основы ораторского искусства.
Выбирайте простые слова и фразы, которые вызовут немедленную реакцию. Вот, например, как это делает Дональд Трамп:
Его обещания очень просты и нацелены на эмоциональное восприятие. Аналитики изучают его речи и критикуют содержание, но люди уже готовы идти за ним.
Скованные движения и видимый дискомфорт.
Разговаривая с друзьями, мы свободно двигаемся и жестикулируем.
Но выходя на сцену, многие застывают, словно взгляды аудитории связывают их по рукам и ногам. Оратор волнуется, и это выражается в скованности и заметной нервозности.
Из-за того, что нервозность прорывается наружу, срабатывает психологический механизм: происходит именно то, чего оратор боится. Он боится провала – но человек, который смотрит на слушателей, как загнанный зверь, обречен на провал.
Чтобы быстро справиться с этим, переключите внимание на содержание вашей речи. Думайте только о ней и о том, как лучше всего ее донести. Это отвлечет от страха и направит энергию в нужное русло.
Также возьмите на вооружение 9 жестов и движений оратора-мастера.
Оратор недооценивает важность взгляда и мимики.
Часто ораторы смотрят поверх голов аудитории куда-то в стену. На курсах ораторского мастерства они признаются: «Если я посмотрю кому-то в глаза, то собьюсь с мысли!»
Но вы ведь пытаетесь убедить аудиторию, а не стену?
То же относится и к мимике. Люди очень подвержены влиянию чужого выражения лица. Обратите внимание, как юмористам удается вызывать отклик с помощью одной лишь мимики:
Плохой юмор
Как-то на курсы ораторского мастерства обратился один менеджер. Его выступление перед коллегами провалилось, и он хотел разобраться в причинах этого. Когда включили видеозапись с выступления, то оказалось, что из десятиминутной речи три с половиной минуты заняла шутка… о Папе Римском!
«Я слышал, что нужно начинать с шутки», – объяснил менеджер.
Помните: шутки должны иметь отношение к теме вашей речи. Кроме того, они должны быть краткими. Не обязательно рассказывать целый анекдот. Можно просто пошутить над чем-то, что вокруг вас. Понаблюдайте, как мастера ораторского искусства рассказывают смешные истории.
Берите пример с главы республики Крым Сергея Аксенова. Вот как он умело вплетает шутки в содержание речи:
Цель выступления размыта из-за плохой подготовки.
Готовясь, выполняйте следующие три шага:
- Узнайте, кто будет вас слушать, и определите, какой к ним нужен подход;
- Определите цель выступления;
- Решите, как адаптировать речь к нуждам аудитории.
Например, речь о борьбе со старением нужно составлять по-разному в зависимости от того, выступаете вы перед советом директоров фармацевтической корпорации или перед участниками клуба здорового образа жизни.
Оратор не делает пауз.
Когда вы в следующий раз будете смотреть драматический фильм, обратите внимание, как актеры делают паузы и используют молчание.
Это умение – мощный инструмент воздействия и важное качество оратора. Не пренебрегайте им.
Оратору следует обязательно делать паузы в следующих случаях:
- Когда вы только что сказали что-то очень важное;
- Когда вы закончили говорить об одном пункте и переходите к другому;
- Между вступлением, основной частью и концовкой.
Не бойтесь, что будете выглядеть неуверенно.
Недостаток энергии.
Вялое выступление Бритни Спирс на программе Джимми Киммела вызвало шквал критики.
А все оттого, что такие выступления не вызывают ни интереса, ни отклика. Недостаток энергии приводит к тому, что оратор говорит слишком тихо, монотонно и невыразительно. Мы можем общаться один на один, используя полутона, полушепот и говоря неспешно, но на публике нужна ваша энергия. Поэтому взбодритесь и выходите на сцену с зарядом энергии.