7 вредных привычек в ораторском искусстве

Даже если вы окончили курсы ораторского искусства и отточили навык публичных выступлений, одна из этих вредных привычек может приклеиться к вам независимо от мастерства. Проверьте себя, чтобы досадные мелочи не испортили вашу следующую речь.

  1. Оратор не уделяет должного внимания началу.

Начало речи можно сравнить с запуском ракеты.

Начало речи и пуск ракеты

Оно должно быть таким же стремительным и ярким. Когда запуск ракеты проходит успешно, у космической миссии тоже отличные шансы на успех.

Важно знать, как зацепить аудиторию с самого начала речи. Нужно начинать с удивительного факта или утверждения, шутки, интересной истории. Подберите их по теме вашей речи. Так советуют на курсах ораторского мастерства.

Например, актриса Джейн Фонда начала одну из речей так: «Самая значительная революция минувшего века – революция в продолжительности жизни. Мы живем сейчас на 34 года дольше, чем наши прабабушки и прадедушки. Задумайтесь об этом: целая вторая взрослая жизнь!».

Оратор Джейн Фонда

  1. Оратор держится отстраненно.

Он просто выходит и произносит речь, будто репетирует перед пустым залом. Он не взаимодействует с аудиторией. Но на курсах ораторского мастерства учат, что нужно быть к аудитории как можно ближе.

Этого можно добиться, задавая вопросы залу и вовлекая людей в обсуждение везде, где уместно.

Вот как это делает популярный юморист Ян Арлазоров:

Оратор – не обязательно юморист, но этот прием универсален.

  1. Оратор думает о себе, а не об аудитории.

Это проявление нарциссизма. Нарцисс – юноша из легенды, который так полюбил смотреть на свое отражение в ручье, что превратился в цветок с вечно склоненной головкой.

Ораторский нарциссизм

Оратор-нарцисс сосредоточен не на реакции слушателей, а на том, как говорит, как выглядит на сцене и насколько мастерски пользуется ораторскими приемами. Часто это результат неуверенности в себе. Тогда нужно узнать, как преодолеть страх публичных выступлений.

Помните: в центре вашего внимания должна быть аудитория и речь, которую вы доносите до нее.

  1. У оратора невыразительный язык тела.

Жесты оратора должны соответствовать словам. Подчеркивайте самое важное движениями рук, а переход от пункта к пункту речи – передвижениями по сцене.

Попробуйте посмотреть хороший фильм с выключенным звуком. Не правда ли, актеры достаточно выразительно жестикулируют, и можно догадываться о содержании?

Важность жестов оратора

  1. Оратор говорит монотонно.

Голос – самый главный инструмент оратора. От его выразительности зависит успех. Если говорить монотонно, оратор будет напоминать священника, бормочущего что-то неразборчивое.

Священник оратор

Но речь – не молитва. Это в церкви она не должна отвлекать молящихся. Ваше выступление, наоборот, должно приковывать внимание. В этом поможет постановка голоса.

  1. Оратор говорит слишком сухо.

Ораторов, которые выходят на сцену или к флипчарту и просто излагают информацию, никто не вспомнит уже через полчаса. Чрезмерная деловитость рождает сухость. Такая речь – как озвученная вслух стенограмма.

Покажите энтузиазм. Добавьте в выступление эмоций. Не бойтесь, что это пойдет в ущерб информативности. Так вы сможете достучаться до большего числа людей.

Стив Джобс стал иконой ораторского мастерства, потому что все его выступления были эмоциональными и выразительными.

Ораторское искусство Стива Джобса

Но кто обвинил бы его в том, что он давал недостаточно информации?

  1. Оратор не проводит анализ аудитории.

А между тем анализ помогает улучшить выступление. Приступая к речи, очень важно знать, чего ждут слушатели. Не менее важно и то, почему они пришли. Что происходит в их компании или организации? Эмоциональный климат очень важен. Поэтому ораторы-мастера всегда учитывают настроение аудитории и адаптируют речь под него.

Так, один участник курсов ораторского мастерства поделился историей, как он начал выступление перед уставшими и скучающими слушателями. Он сел на край сцены и сказал: «Почитать бы журнал, пока этот оратор будет говорить».

Слушатель и газета

Кое-кто засмеялся. Он продолжил: «Или проверить, что нового в Интернете? Никто не заметит мой телефон». Засмеялось больше людей. Так, показав, что понимает их проблемы, оратор завладел их вниманием.