Секреты мастеров ораторского искусства: что раздражает аудиторию

Дорогой оратор! Вы отстой.

Ваша аудитория.

К счастью, наши слушатели слишком вежливы, чтобы написать такое письмо, но это не значит, что им иногда не хочется.

Аудитория оратора

Если не учитывать, что раздражает аудиторию, при взгляде в зал можно увидеть такую картину.

Аудитории по всему миру жалуются на одни и те же распространенные ошибки докладчиков (особенно на бизнес-презентациях, ведь они бывают очень сложными), но те продолжают их совершать. Если бы наши слишком вежливые слушатели могли говорить напрямик, что бы они сказали?

  1. Пожалуйста, не читайте мне слайды. Я умею читать. Я читаю даже быстрее, чем вы проговариваете написанное вслух. Если вы пришли, только чтобы прочесть слайды, то зачем вы нужны? Почему бы просто не выслать их мне и не сэкономить кучу времени? Лучше делитесь информацией сами. Мне интересно, что вы думаете и чувствуете о теме.

Оратор стоит спиной

Чтобы прочитать написанное на слайде, оратор даже встал спиной к аудитории. Не нужно так делать.

  1. Если вы используете слайды, то мне бы хотелось, чтобы они продолжали мысль или иллюстрировали ее, а не дублировали. Покажите мне графики, диаграммы, иллюстрации или картинки, которые помогут лучше запомнить то, что вы говорите. И делайте на слайдах заголовки, как в газете, чтобы я уловил основную идею, прежде чем перейти к деталям. Если на то пошло, показывать можно не только слайды – используйте образцы продукции, это дает массу преимуществ.

Иллюстрации для оратора 5

Иллюстрации, помогающие донести мысль, – то, что нужно.

  1. Не просите меня придержать вопросы до конца выступления. Так проще для вас, но не для меня. Я хочу, чтобы мне все объясняли по ходу, иначе я не смогу внимательно слушать – я буду ломать голову над вопросами. Вы ведь знаете 5 правил ответов на вопросы?
  2. Когда я о чем-то спрашиваю, дайте мне закончить. Не обрывайте меня на середине, потому что уже догадались, что я хочу узнать. Не перебивать – это простое требование вежливости. Кроме того, может быть, вы догадались неправильно и начнете отвечать не на тот вопрос. И, да, не листайте свои заметки и не смотрите на часы, когда я говорю. Пожалуйста, слушайте и смотрите на меня. Это вежливо.

Вопрос к оратору 2

Слушатель хочет задать вопрос. Не игнорируйте.

  1. Если вы хотите, чтобы я мог прочесть ваши слайды, сделайте шрифт достаточно крупным. Если даже вы щуритесь, глядя на них, то каково мне, когда я сижу в дальнем конце зала? Когда вы готовите слайды, почему бы не отойти и не проверить, хорошо ли они читаются на расстоянии? По-моему, размер шрифта 32 – в самый раз.

Бледные слайды оратора

Очень бледные слайды тоже неудобно разглядывать. Убедитесь, что все хорошо видно.

  1. Пожалуйста, смотрите на меня и улыбайтесь хоть иногда, если вам действительно интересна ваша тема. Так и мне будет легче сохранять интерес. А если мне интересно, то я лучше пойму и запомню, о чем вы говорите.
  2. Если вы собираетесь использовать примеры или истории, убедитесь, что они мне подойдут. Это значит, что вам придется узнать обо мне больше, прежде чем выступать передо мной. Кем я работаю? Какие у меня проблемы? Как я могу применить вашу информацию? Что я уже знаю по теме? Как сделать речь интересной именно для меня?

Думаю, достаточно требований на сегодня. Есть еще кое-что, но я не хочу вас перегружать. Если вы станете соблюдать эти требования, то я и мои коллеги в аудитории будем вам благодарны. Если же у вас не получается, возможно, стоит сначала записаться на курсы ораторского мастерства, а потом уже выступать?