Как мастера ораторского искусства удерживают внимание аудитории

Вы выступаете, а в зале нарастает шум. Люди слушают все меньше. Что вы делаете не так?

Один участник курсов ораторского мастерства делится советами, основанными на его опыте неудачного посещения фитнес-группы.

Правило 1. Не растягивайте вступление.

Долгие пустословия не удержат внимания. Переходите к сути сразу. Это правило эффективного общения работает, выступаете ли вы на митинге, перед огромной аудиторией или перед одним человеком.

«Перед занятием, – говорит учащийся курсов ораторского мастерства, – тренер принялся рассказывать, чем мы будем заниматься в течение ближайшего часа.

Оратор не должен затягивать

Мне хотелось достать пульт и перемотать к упражнениям. Каждый раз, когда он говорил «Прежде чем мы начнем…», мне хотелось крикнуть: «Ты уже начал, прошло десять минут, хватит тратить время!».

Активность – один из 8 элементов темпа речи. Нельзя ею пренебрегать.

Правило 2. Не уделяйте излишнее внимание легким или очевидным темам.

Ограничьтесь краткими фразами на этот счет и давайте аудитории подсказки, если видите, что кому-то они нужны. Поступайте так и на встречах во время обсуждений, и в личных беседах (например, давая другу советы), и даже в телефонных разговорах.

«Когда занятие наконец началось, мы стали делать упражнения, – рассказывает участник курсов ораторского мастерства. – Вдруг тренер остановил нас, чтобы показать, как нужно делать их правильно. Я только за – если упражнение новое или сложное. Но если это стартовое упражнение, которое мы выполняли много лет, его не нужно показывать. То же самое относится и к ораторскому мастерству. Люди не хотят слушать о том, что и так знают».

Выступая в Академии наук Молдовы, политик Влад Филат говорил о важности науки и о ценности общества, основанного на знаниях. Он рассказывал все это академикам, которые и без того прекрасно осведомлены о важности науки. В результате некоторые из них даже задремали.

Правило 3. Аудитории нужна польза.

Дайте им информацию, которую они могут использовать, информацию, которая представляет для них практическую ценность. И на неформальной встрече, и на официальном выступлении расскажите о том, что нужно слушателям. Тогда они продолжат следить за речью. Но если вы начнете говорить о том, что им не нужно, они потеряют интерес.

«Посреди занятия, – продолжает участник курсов ораторского мастерства, – тренер остановил нас, чтобы познакомить с новым упражнением – стеной с препятствиями. Он сказал, что это упражнение полезно для членов военных формирований, оно развивает мускулы, которые нужны, чтобы карабкаться по веревке, перелезать через заборы и стены. Но никто из нас не был членом военного формирования и мы не собирались лазать по стенам. А значит, упражнение было для нас бесполезно. Этот совет годится и для ораторов. На курсах ораторского мастерства вам тоже скажут, что следует избегать ненужной информации».

Скучное выступление - как скучный урок

Пример – школьники на неинтересных уроках. Не видя для себя необходимости в тех или иных предметах, они не хотят их изучать.

Чтобы эти советы было легко применить, нужно изучать аудиторию перед публичным выступлением. Зная, перед кем придется выступать, вы сможете лучше всего проявить ораторское мастерство и воздействовать на людей словами. Кроме того, не помешает знание некоторых приемов, призванных усилить отклик аудитории. Например, ораторского приема “Обращение к слушателям” или других.