Как написать отличную речь: практика ораторского мастерства

Чтобы написать отличную речь,  содержательную и полезную для слушателей, воспользуйтесь советами Спикерклуба.

С чего начать написание речи

Оратор произносит речь

Существует два языка – письменный и устный. Учтите,что вашу речь будут не читать, а слушать, она должна быть естественной.

Соблюдайте структуру публичного выступления, формулируйте предложения кратко и ясно, избегайте нагромождения сложных речевых оборотов.

Не торопитесь, не пишите речь за час, определите тему и дайте себе несколько дней на обдумывание проблем и вопросов, обсудите тему в кругу друзей.

Речь должна информировать, развлекать и побуждать к действию. Если вы не развлекаете, то не удовлетворяете одну из главных нужд аудитории – быть счастливым. Не информируете? А ваша аудитория хочет узнавать новое. Не побуждаете к действию? А зачем вы тогда вышли выступать, у вас что, нет цели?

Используйте «крючок» в начале выступления  – заинтригуйте аудиторию, зацепите ее внимание. Людям интересно узнать необычный факт о совершенно обычных вещах. Структура введения закладывает основу для остальных частей выступления.

Внесите в начало речи хороший юмор, если это уместно.Оратор юмористСделайте искренний комплимент аудитории.

«Двойка» боксера – это удар левой и правой, «двойка» оратора – это история  и аргументированный вывод.

Покажите, что интересы аудитории связаны с темой речи. Аудитория будет вас слушать только если она убеждена, что в сказанном есть польза. Иначе вы просто говорите для себя.

Задавайте себе вопросы по теме (они могут появиться у слушателей). Запишите проблемы людей в зале, которые вы можете помочь решить вашей речью и дайте максимально лаконичный ответ на каждую из проблем.

Будьте лаконичны. Размер имеет значение – чем больше слов в вашем сообщении, тем меньше пользы. Самый ценный ресурс людей – это время, чем больше вы его экономите, тем ценнее вы, как оратор.

Подберите побольше литературы, выясните что об этом говорили и думали авторитетные люди, задайте вопросы экспертам. Нет доступа к экспертам? Просмотрите видео их интервью и приведите их мнение в виде цитаты. Помните о правилах цитирования.

Как оратору донести идею и четко передать смыслОратор Ди Каприо

Отличная речь должна быть понятна даже ребенку. Не используйте специфические термины перед неподготовленной аудиторией. Для оратора важно вызвать доверие аудитории. Чем больше в речи непонятного, тем меньше доверие, а значит и меньше ваше влияние на людей в зале.

Вспомните подходящие примеры из жизни. Желательно, чтоб в них была описана борьба за цели и одержанные победы.

Создавайте яркие образы и картины в воображении слушателей, применяйте  противопоставления и контрасты. Приводите метафоры, но при этом избегайте клише («начать с чистого листа», «много воды утекло», «луч надежды» и т.д.)

Делайте незнакомые для аудитории предметы и понятия более ясными – свяжите их с хорошо знакомыми предметами, объясняйте на простых примерах.

Можете повторить несколько раз основную идею выступления, но при помощи разных слов, перефразируйте.

Красиво зарифмованную идею или просто красиво звучащую фразу говорите в неизменном виде. Сделайте вашу фразу вашим «брендом». Арнольд  Шварценеггер говорил «I’ll be back» почти в каждом фильме. Ведущий боксерских матчей Майкл Баффер в буквальном смысле запатентовал фразу «Let’s get ready to rumble» («Приготовьтесь к драке»). Герой Олега  Янковского в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» говорил: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь». Сделайте несколько фраз вашими. Повторяйте их часто, но всегда к месту. Ваша задача – создавать ситуации, когда ваша фирменная фраза была бы уместна.Оратор рефериЗрительное восприятие очень важно. Дополните речь хорошей презентацией, примените наглядные пособия. Но помните что презентация – это дополнение к оратору, а не он к ней. Не становитесь голосом за кадром, дополняйте рассказ графикой на экране, лишь когда это нужно, чтобы лучше донести идею до слушателей.

Избегайте пространных рассуждений не по теме. Не говорите «в таких ситуациях», говорите «в ситуациях, когда денег не хватает…» Обрисовывайте, о чем вы говорите. Не заставляйте аудиторию думать, сделайте так, чтобы она понимала ваши мысли не напрягая мозг, будь они сложные или простые.

Как закончить публичное выступление

Аудитория аплодирует

В первую очередь нужно написать выводы – подвести итоги, сделать резюме по озвученным вопросам

Призовите аудиторию к действию, предложите слушателям маленький шаг, который они могут сделать прямо сейчас, не выходя из зала.

Завершите речь кульминацией, которая должна постепенно нарастать в течение выступления.

Процитируйте подходящие строки стихотворения, но не заканчивайте на стихотворении. Последние слова в речи должны быть вашими, речь не должна заканчиваться кавычками.

Выразите надежду. Скажите о будущем. Выразите веру в ваших слушателей.

Эти советы помогут как подготовить выступление для СМИ, так и произнести речь перед огромной аудиторией и даже составить послание в деловой переписке. Удачи!