Мастера ораторского искусства знают: чтобы выступление было успешным, оно должно быть распланировано. Для этого воспользуйтесь нашими советами.
Структурируйте речь
Обычная структура публичного выступления состоит из трех частей (так называемое «правило гамбургера»):
«Верхняя булка» – введение (10% речи).
Оно содержит вашу основную мысль и предварительный анонс ключевых пунктов. Нужно заинтересовать введением аудиторию, как учат на курсах ораторского мастерства.
Основная мысль – это та идея, которую вы хотите донести до аудитории. Не путайте ее с темой выступления.
Например, тема выступления – налог на роскошь.
Не говорите «Сегодня я расскажу вам об очень важном для общества налоге». Вместо этого скажите: «Сегодня я расскажу вам, почему новый налог на роскошь необходим и справедлив, а также, как мы сможем добиться его принятия».
«Мясная котлета» – основная часть (80% речи).
Убедитесь, что она составлена так:
а) Содержит от 2 до 5 (в идеале – 3) ключевых пункта, которые проясняют и развивают основную мысль.
3 ключевых пункта – оптимальное число, потому что существует правило трех пунктов для оратора. Это значит, что аудитория лучше всего воспринимает утверждения, состоящие из трех частей.
Например:
– Все о налоге на роскошь. Кто обязан платить его, какова сумма, на что пойдут собранные деньги.
– Почему он необходим. Например: поддержка бедных, ремонт дорог, постройка нового жилья за счет тех, у кого есть излишки.
– Что можно сделать, чтобы он был принят. Например, подписать петицию, собрать митинг, подписать обращение к депутатам.
б) Содержит доказательства ваших слов. Ими могут быть:
– Статистика
– Исторические факты (в случае с налогом на роскошь – например, данные о подобных сборах в прошлом или о том, что было с обществом, если богатые, наоборот, не платили налоги)
– Примеры типичных ситуаций, которые иллюстрируют утверждение
– Ссылки на авторитеты: цитаты или мнения уважаемых людей (соблюдайте правила цитирования!)
– Наглядные демонстрации: графики, диаграммы, таблицы
в) Проводит связь между вашими утверждениями.
г) Идеи организованы так, что легко запоминаются. Для этого нужно:
– Подводить итог
– Делать четкие переходы от одной мысли к другой
– Проводить параллели и делать сравнения.
«Нижняя булка» – заключение (10% речи).
Для него нужно написать выводы, а потом составить заключение так:
а) Помогать аудитории усвоить ваши идеи. Для этого нужно:
– Кратко повторить ключевые пункты
– Повторить и перефразировать основную мысль
– Подвести итог всей речи (например, используя способ встряхнуть аудиторию под конец речи).
б) Заставлять аудиторию действовать. Для этого нужно:
– Показать проблему или вызов
– Показать преимущества того решения, которое вы предлагаете
– Призвать к действию
– Предложить аудитории возможность действовать немедленно.
Например, самый известный призыв к действию – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Он имел большой успех.
Ваш призыв тоже должен быть кратким и выразительным.
в) Завершать речь. Воспользуйтесь приемами с курсов ораторского мастерства, чтобы правильно закончить речь.
г) Если возможно, связывать окончание речи с началом.
Корректируйте план
Если аудитория положительно воспринимает ваши слова, то:
– Начните с утверждения
– Продолжите необходимыми деталями и пояснениями
– Закончите призывом к действию.
Если аудитория настроена скептически:
– Начните со свидетельств и доказательств
– Перейдите к основной мысли
- Будьте готовы справиться с возражениями аудитории.