Испортить впечатление от выступления или презентации очень легко. Если вы будете употреблять описанные ниже клише, то даже ваше ораторское мастерство не спасет речь от провала.
1. «Мы делаем все возможное!»
Это клише плохо тем, что оно слишком общее. Если вы говорите о том, что стараетесь решить какие-то проблемы вашей аудитории, то скажите людям, что конкретно вы делаете. Это особенно важно, если вы хотите подстроиться под аудиторию, у которой есть проблемы.
Например, вы выступаете перед жителями поселка, которые давно требовали отремонтировать поликлинику.
Не говорите “Мы делаем все возможное для ремонта поликлиники”. Вместо этого скажите: “Вчера было завезено 50 мешков цемента и 50 листов черепицы. Завершен ремонт крыши над первым и вторым отделениями. Заключен контракт на поставку 5 машин скорой помощи, двух кардиографов и комплекта оборудования для биохимической лаборатории. Срок выполнения контракта – до первого января”.
Хороший оратор должен быть максимально точным.
2. Несуществующие слова
Неуверенные ораторы часто выдают корявые слова и выражения, которых нет в русском языке. Так появляются на свет изречения вроде «не независимо от», «информациональные» или «интерпретатирование».
Пример такого оратора – Виталий Кличко и его знаменитое “Смотреть могут не только лишь все”:
Чтобы избежать этой ошибки, оратору нужно тщательнее готовиться к выступлению, чтобы не путаться в словах, а также избегать незнакомых слов и конструкций.
3. Шаблонные диаграммы
Шаблонные диаграммы являются одним из самых распространенных и наименее стимулирующих внимание изображений, которые только можно представить себе во время презентации.
Вместо этого попробуйте использовать уникальную графику. Например, если логотип вашей компании – апельсин, почему бы не реализовать свои основные ценности в такой диаграмме? Кожура, семена и плоть фрукта могут представлять различные части вашей бизнес-модели. Дольки могут иллюстрировать процентное соотношение.
Шаблон “обычной” и “апельсиновой” диаграммы.
Персонализируя диаграмму таким образом, вы сможете заинтересовать аудиторию и сообщить ей уникальное понимание ценностей вашей компании. А сама диаграмма им уж точно понравится больше, чем шаблон.
4. «Мы выкладываемся на 110 процентов»
Есть много других эффективных способов выражения вашего отношения к работе, чем использование старых идиом, которые ни для кого уже не имеют смысла.
5. Кричаще яркие цвета презентации
Избегайте очень ярких фонов и негармоничных оттенков шрифта. Это не привлечет больше внимания, скорее у зрителей заболят глаза.
Сравните кричащий кислотный фон и неяркий, но гармоничный слайд.
Если вы хотите привлечь внимание аудитории к определенной части слайда, попробуйте сделать так, чтобы менее важные части не так бросались в глаза. Для это используйте менее яркие шрифты и цвета. Вы можете также разместить на слайде перед менее значительными частями вашей презентации какой-либо полупрозрачный объект.
6.«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»
Если только у вас нет серьезных проблем с производительностью труда, это выражение не подойдет для вашей презентации. Пусть оно покажется вам невинным, но это клише таит в себе неприятные последствия.
Предлагая вашей аудитории сделать больше, вы хотите сказать, что они работают недостаточно, что они проводят несколько часов в день, сложа руки и гадая, какие задания перед ними могут так и не поставить.
Помните, что ваша аудитория, как правило, погрязла в спокойной ежедневной рутине, в условиях которой она работает. И в условиях этой рутины достигаются поставленные цели и решаются ежедневные вопросы. Если работников лишить этой рутины, их производительность труда может, наоборот, упасть.
7. Невыразительные фото
Готовя презентацию, вы можете поддаться соблазну включить в нее отретушированные, тщательно приглаженные фото. Например, групповой снимок вашего коллектива, где все улыбаются и радуются жизни. Или такое же фото рабочего процесса. Например, ваша компания производит молочные продукты. Тогда на фото могут появиться нарядные операторы фасовочных конвейеров, ничем не занятые или позирующие с упаковками молока. Реальный рабочий процесс выглядит иначе – не стесняйтесь показать его фотографу. Это сделает снимки более близкими аудитории.
8. «Мы гордимся успехами!»
Такое утверждение может часто вызвать обратный эффект. Если вы предоставите аудитории точные статистические данные и приведете примеры ваших достижений, то добьетесь большей убедительности.
Вместо общей фразы “Мы гордимся успехами!” скажите, например: “Мы гордимся тем, что за прошлый год наш издательский дом вышел в топ продаж по России и увеличил тиражи на сорок процентов”.
9. Неподходящие картинки
Если вы решите использовать картинки в своей презентации, следите, чтобы они иллюстрировали идеи вашего выступления. Например, рассказ о том, как стать лидером, лучше дополнить картинками и фото известных политических и корпоративных лидеров, а не изображением абстрактного успешного человека на фоне неба с облаками.
10. «По большому счету…»
Установлено, что это наиболее раздражающее клише, которое мгновенно сведет вашу репутацию к нулю. С таким же успехом можно нацепить на себя смешной галстук-бабочку и какие-нибудь нелепые очки.
Мозг слушателя обращает внимание на неожиданные и оригинальные способы подачи информации. Это поможет создать образ умелого и креативного оратора.
И наоборот – если ко всем клише и ошибкам прибавится неправильная манера держаться, например, 10 жестов, которые никогда не делают ораторы-мастера, то выступление неминуемо провалится.
Если у вас не получается придумывать оригинальные фразы, то хотя бы старайтесь избегать избитых. Кроме того, можно записаться на курсы ораторского мастерства, где помогут решить эту проблему.