Все мы слышали совет по поводу публичных выступлений: «Расскажите им то, что вы должны рассказать». Проблема в том, что этот совет чересчур упрощен. И также неинтересен.
С одной стороны, это классический способ структурировать презентацию. С другой стороны, если вы выйдете к трибуне и начнете рассказывать аудитории только «то, что должны», вы скорее нагоните на них сон.
Один из лучших способов привлечь и удержать внимание аудитории с самого начала до конца выступления – это рассказывать истории. С помощью мастерства рассказа вы помогаете вашей аудитории провести параллели между темой вашего выступления и своей собственной жизнью. Они создают образы в сознании слушателей. Также истории помогают узнать вас как человека. Истории во много раз более интересны, чем простое перечисление фактов и цифр.
Как эффективно использовать рассказ, чтобы донести до слушателей смысл вашего выступления? Вот пять правил, как применять мастерство рассказа при публичном выступлении.
Правило 1. Будьте оригинальными
Легко скачать историю из Интернета или взять её из электронного письма, которое вам кто-то переслал. Но, к сожалению, все уже слышали эти истории много раз. Когда рассказываете историю, автором которой вы не являетесь и которую публика уже слышала, это значительно уменьшает впечатление от нее.
Выбирайте оригинальные рассказы, которые имеют к вам какое-то отношение. Вам поможет урок из Голливуда. Не обязательно говорить о себе. Ваша история может быть о клиенте, друге, члене семьи или человеке, которого вы увидели на улице. Главное, чтобы история была свежей и хорошо иллюстрировала вашу идею.
Правило 2. Шутите
Юмористические истории – это отличный способ привлечь внимание аудитории. Все любят смеяться. Самокритичный юмор позволяет аудитории увидеть вас не как оратора, а как человека прежде всего. Но будьте внимательны, не перестарайтесь. Если будете слишком много шутить над собой – покажетесь несерьезным, ненадежным, неуверенным в себе человеком. Не обязательно рассказывать анекдоты. Просто используйте элемент юмора в своей презентации – там, где это уместно.
Правило 3. Будьте эмоциональными
Мастерство рассказа предусматривает эмоциональный отклик. Возможно, по вашей теме есть история, которая может вызвать у аудитории чувство злости, грусти, волнения или любопытства. Поделитесь с ними вашими эмоциями, пригласите их в свой мир. Благодаря эмоциональной связи они захотят услышать больше.
На тренинге тренеров мы вместе учимся вызвать в себе правильные эмоции во время выступления.
Правило 4. Больше описаний
Позвольте аудитории «пережить» ваш рассказ. Предоставляйте яркие описания мест, людей, цветов, форм, запахов, размеров, текстур и ощущений. Используйте жесты, чтобы продемонстрировать физический аспект рассказа. Разыграйте в лицах часть истории, чтобы сделать ее более правдоподобной.
Однако не увлекайтесь описаниями в ущерб всему остальному: это одна из 7 фатальных ошибок оратора!
Правило 5. Планируйте заранее
Умение рассказывать – это мастерство, которое требует подготовки. Вы же не хотите рассказать до конца какую-нибудь впечатляющую историю, а потом вспомнить, что не упомянули главное? Или забыть порядок событий в вашем рассказе и в итоге рассказывать в два раза дольше, чем собирались? Убедитесь, что в вашей истории есть начало, середина и конец. Убедитесь, что она несет в себе какую-то идею. И заранее попрактикуйтесь рассказывать ее, чтобы не нарушить хронологию и узнать, сколько это занимает времени.
Даже люди с большим опытом публичных выступлений, посетившие множество курсов ораторского мастерства – подготавливают свои выступления. Вероятно, они очень неплохо могут выступать и без подготовки, но лучшая импровизация – это подготовленная импровизация.
Следуйте этим советам, и, когда вы овладеете мастерством рассказа, ваша аудитория будет слушать вас с горящими глазами, предвкушая каждое следующее слово.