Топ-10 клише и ошибок оратора

Испортить впечатление от выступления или презентации очень легко. Если вы будете употреблять описанные ниже клише, то даже ваше ораторское мастерство не спасет речь от провала.

    • 1. «Мы делаем все возможное!»

Это клише плохо тем, что оно слишком общее. Если вы говорите о том, что стараетесь решить какие-то проблемы вашей аудитории, то скажите людям, что конкретно вы делаете. Это особенно важно, если вы хотите подстроиться под аудиторию, у которой есть проблемы.

Например, вы выступаете перед жителями поселка, которые давно требовали отремонтировать поликлинику.

Оратор говорит о поликлинике

Не говорите “Мы делаем все возможное для ремонта поликлиники”. Вместо этого скажите: “Вчера было завезено 50 мешков цемента и 50 листов черепицы. Завершен ремонт крыши над первым и вторым отделениями. Заключен контракт на поставку 5 машин скорой помощи, двух кардиографов и комплекта оборудования для биохимической лаборатории. Срок выполнения контракта – до первого января”.

Хороший оратор должен быть максимально точным.

  • 2. Несуществующие слова

Неуверенные ораторы часто выдают корявые слова и выражения, которых нет в русском языке. Так появляются на свет изречения вроде «не независимо от», «информациональные» или «интерпретатирование».

Пример такого оратора – Виталий Кличко и его знаменитое “Смотреть могут не только лишь все”:

Чтобы избежать этой ошибки, оратору нужно тщательнее готовиться к выступлению, чтобы не путаться в словах, а также избегать незнакомых слов и конструкций.

  • 3. Шаблонные диаграммы

Шаблонные диаграммы являются одним из самых распространенных и наименее стимулирующих внимание изображений, которые только можно представить себе во время презентации.

Вместо этого попробуйте использовать уникальную графику. Например, если логотип вашей компании – апельсин, почему бы не реализовать свои основные ценности в такой диаграмме? Кожура, семена и плоть фрукта могут представлять различные части вашей бизнес-модели. Дольки могут иллюстрировать процентное соотношение.

Диаграммы оратора

Шаблон “обычной” и “апельсиновой” диаграммы.

Персонализируя диаграмму таким образом, вы сможете заинтересовать аудиторию и сообщить ей уникальное понимание ценностей вашей компании. А сама диаграмма им уж точно понравится больше, чем шаблон.

  • 4. «Мы выкладываемся на 110 процентов»

Есть много других эффективных способов выражения вашего отношения к работе, чем использование старых идиом, которые ни для кого уже не имеют смысла.

Избегайте очень ярких фонов и негармоничных оттенков шрифта. Это не привлечет больше внимания, скорее у зрителей заболят глаза.

Слайды оратора

Сравните кричащий кислотный фон и неяркий, но гармоничный слайд.

Если вы хотите привлечь внимание аудитории к определенной части слайда, попробуйте сделать так, чтобы менее важные части не так бросались в глаза. Для это используйте менее яркие шрифты и цвета. Вы можете также разместить на слайде перед менее значительными частями вашей презентации какой-либо полупрозрачный объект.

  • 6.«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»

Если только у вас нет серьезных проблем с производительностью труда, это выражение не подойдет для вашей презентации. Пусть оно покажется вам невинным, но это клише таит в себе неприятные последствия.

Предлагая вашей аудитории сделать больше, вы хотите сказать, что они работают недостаточно, что они проводят несколько часов в день, сложа руки и гадая, какие задания перед ними могут так и не поставить.

Помните, что ваша аудитория, как правило, погрязла в спокойной ежедневной рутине, в условиях которой она работает. И в условиях этой рутины достигаются поставленные цели и решаются ежедневные вопросы. Если работников лишить этой рутины, их производительность труда может, наоборот, упасть.

  • 7. Невыразительные фото

Готовя презентацию, вы можете поддаться соблазну включить в нее отретушированные, тщательно приглаженные фото. Например, групповой снимок вашего коллектива, где все улыбаются и радуются жизни. Или такое же фото рабочего процесса. Например, ваша компания производит молочные продукты. Тогда на фото могут появиться нарядные операторы фасовочных конвейеров, ничем не занятые или позирующие с упаковками молока. Реальный рабочий процесс выглядит иначе – не стесняйтесь показать его фотографу. Это сделает снимки более близкими аудитории.

Оратор показывает фото

  • 8. «Мы гордимся успехами!»

Такое утверждение может часто вызвать обратный эффект. Если вы предоставите аудитории точные статистические данные и приведете примеры ваших достижений, то добьетесь большей убедительности.

Вместо общей фразы “Мы гордимся успехами!” скажите, например: “Мы гордимся тем, что за прошлый год наш издательский дом вышел в топ продаж по России и увеличил тиражи на сорок процентов”.

Оратор говорит об издательстве

  • 9. Неподходящие картинки

Если вы решите использовать картинки в своей презентации, следите, чтобы они иллюстрировали идеи вашего выступления. Например, рассказ о том, как стать лидером, лучше дополнить картинками и фото известных политических и корпоративных лидеров, а не изображением абстрактного успешного человека на фоне неба с облаками.

Лидерство

  • 10. «По большому счету…»

Установлено, что это наиболее раздражающее клише, которое мгновенно сведет вашу репутацию к нулю. С таким же успехом можно нацепить на себя смешной галстук-бабочку и какие-нибудь нелепые очки.

Нелепые очки оратора

Мозг слушателя обращает внимание на неожиданные и оригинальные способы подачи информации. Это поможет создать образ умелого и креативного оратора.

И наоборот – если ко всем клише и ошибкам прибавится неправильная манера держаться, например, 10 жестов, которые никогда не делают ораторы-мастера, то выступление неминуемо провалится.

Если у вас не получается придумывать оригинальные фразы, то хотя бы старайтесь избегать избитых. Кроме того, можно записаться на курсы ораторского мастерства, где помогут решить эту проблему.