Умение общаться – залог успеха во взрослой жизни. Прививать это умение необходимо с раннего возраста. Как же происходит развитие речи у дошкольников и как поспособствовать этому процессу?
От рождения до 2 лет
Развитие речи у дошкольников такого возраста только набирает обороты. Помогайте ребенку образовывать слоги из согласных и гласных звуков, («ма», «да», «ба» и т.д.).
Поддерживайте зрительный контакт с ребенком, отвечайте на его попытки говорить, используйте различные интонации. Например, восходящую интонацию для вопроса и нисходящую для команды.
Научите вашего ребенка подражать вашим действиям: хлопать в ладоши, посылать воздушные поцелуи и т.п.
Говорите с ребенком во время купания, кормления и одевания. Поговорите о том, что вы делаете, куда собираетесь, что вы будете делать, когда приедете, кого и что вы увидите.
Называйте цвета.
Учите ребенка счету.
Используйте жесты, чтобы помочь передать смысл (например, жесты приветствия и прощания).
Читайте своему ребенку. Иногда “чтение” – это просто описание картинок в книге, не обязательно следовать печатному тексту. Выберите книги с большими красочными иллюстрациями. Спрашивайте ребенка: «Что это?», пусть он называет или указывает на знакомые предметы в книге.
От 2 до 4 лет
Используйте хорошую речь, простую и понятную для вашего ребенка. Здесь пригодятся советы, как выступать перед детской аудиторией.
Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, чтобы показать, что вы понимаете его. Развивайте его мысль. «Хочешь сока? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Хочешь яблочный сок?»
Когда ваш ребенок называет что-то детскими словами, вы должны назвать соответствующее «взрослое слово». Например, ребенок говорит «ам-ам», вы отвечаете «кушать».
Помогите ребенку понимать и задавать вопросы. Играйте в игры с ответами “да-нет”.
Задавайте вопросы , которые требуют выбора. «Ты хочешь яблоко или апельсин?», «Ты хочешь красную или синюю футболку?»
Одно из главных условий правильного развития речи у дошкольников – постоянное расширение словарного запаса.
Называйте части тела и их назначение: «Это мой нос. Я чувствую запах цветов, пирожных, попкорна и мыла».
Пойте простые песни и читайте детские стишки, чтобы показать ребенку ритм и структуру речи.
Используйте фотографии знакомых людей и мест, описывайте их, пересказывайте события или составляйте новую историю.
От 4 до 6 лет
Мы подходим к завершающему этапу развития речи у дошкольников. Что необходимо делать?
Когда ваш ребенок начинает разговор, уделяйте ему по возможности все ваше внимание. Так ему будет легче побороть трах публичных выступлений, когда придется говорить не только с вами.
Поощряйте и хвалите все попытки говорить. Покажите, что вы понимаете слово или фразу ребенка, выполняя его просьбу, в случае необходимости.
Делайте паузы. Это дает ребенку возможность продолжить разговор.
Продолжайте пополнять словарный запас. Введите новое слово и предложите свое определение или используйте его в контексте, который легко понять.
Дайте ребенку понятие о пространственных отношений (сзади и спереди, справа и слева, вверху и внизу).
Загадывайте ребенку загадки: «Мы используем его, чтобы подметать пол» (веник) . «Оно холодное, сладкое, и хорошо подходит для десерта. Я люблю клубничное» (мороженое) .
Объясняйте ребенку, что такое категории предметов. Научите его определять вещь, которая не принадлежит в группе подобных объектов: «Обувь не подобна яблоку и апельсину, потому что ее нельзя съесть, она не круглая, и это не фрукт».
Научите ребенка понимать сложные указания: «Пойди в свою комнату и принеси мне книгу.»
Используйте любую возможность, чтобы развивать речь вашего дошкольника. Например, находясь на кухне, попросите ребенка назвать посуду, обсудить продукты, их цвет и вкус.
Делая покупки, можно обсудить, что вы будете покупать, сколько вам нужно и что вы будете с этим делать.
Развитие речи у дошкольников – процесс сложный и увлекательный. Не ленитесь и почаще уделяйте этому внимание, и тогда в будущем у вашего ребенка не возникнет проблем с общением и он сможет свободно выступать перед самыми большими аудиториями.