Выступать перед враждебно настроенными аудиториями рискованно, но иногда необходимо. Правильное обращение вряд ли поможет склонить на свою сторону всех, но некоторых точно склонит, а остальных несколько усмирит.
- Остерегайтесь советов из Интернета. Одни говорят, что нужно шутить, чтобы разбавить тяжелую атмосферу, другие – что нужно противостоять агрессорам лицом к лицу. Неужели? Разве что в комедийной передаче.
Ангелу Меркель освистали во время ее выступления и выразили недовольство ее политикой. Чтобы справиться с такой аудиторией, нужно не шутить, а говорить по существу и прояснять те вопросы, которые вызывают недовольство людей.
- Избегайте излишней формальности. Жесткость отталкивает сильнее, чем попытка сломать барьеры. То, как вы ведете себя в зале, так же как и манера одеваться, говорить и двигаться, влияет на отклик аудитории. Нужно постараться заслужить доверие людей. Позвольте своей личности и теплу просматриваться или хотя бы показываться сквозь профессионализм. Эмоциональность мешает, но отсутствие эмоций мешает и вредит еще больше.
- Общение – это процесс и планирование, а не только содержание речи. Спланируйте выступление так, чтобы спонтанность и гибкость сочетались с достижением целей, которые включают:
– цель выступления;
– все идеи, которые нужно донести в речи, и ответы на критические замечания;
– четкий график и порядок;
– действия, к которым призывает ваша речь.
Позволяйте немного отвлеченных разговоров. Они важны для взаимопонимания.
Также нужно поучиться, как отвечать на неудобные вопросы: их вам непременно зададут.
Известный комик Евгений Петросян встретился с российскими блоггерами, которые шли на встречу весьма скептически настроенными и встретили Петросяна враждебными вопросами. Однако в процессе общения тому удалось переломить отношение к себе. Ораторское мастерство Петросяна помогло ему выстроить конструктивную беседу.
- Слишком много попыток проявить понимание – это неэффективно. Люди, которых переполняют эмоции, не мыслят рационально. Если вы скажете «Я понимаю вашу злость», многие подумают: «Ничего ты не понимаешь!». Заменяйте устаревшие штампы на естественные реакции, манеру выступления и искренность. Если вы скажете «Я вижу, что многие из вас расстроены, но нам нужно сосредоточиться на том-то и том-то», люди заметят только упоминание болезненной для них темы, игнорируя проблеск сочувствия за словами. Попытайтесь перестроить фразу так, чтобы понимание было на первом месте: «Сейчас очень важно обсудить, как улучшить ситуацию, но сначала я бы хотел остановиться на проблеме… (упомяните что-то реальное, даже если оно не является главной темой выступления). Мне очень жаль, что так получилось». Понимание нужно выражать не только на словах: используйте хотя бы три приема успешного выступления, которые покажут его невербально.
- Если вы слишком часто повторяете «Я ничем не могу помочь» или «Я больше ничего не могу сделать», это звучит, как оправдание. К тому же такие фразы принадлежат к числу топ-10 клише, а с клише нужно быть осторожным. Если даже нельзя сделать ничего существенного, чтобы изменить политическую ситуацию, цены и прочее, то можно сделать хоть что-нибудь. Когда люди чувствуют себя беспомощными и брошенными, они становятся злее. Проявите изобретательность. Дайте им номер телефона нужной инстанции, адрес сайта в Интернете, предложите выразить требования письменно, просто ободрите словом. Покажите, что вам небезразличны проблемы людей.
- Усмирите свой темперамент. Говорите с аудиторией спокойно и дружески, даже если она начинает вас раздражать. Беседуйте, решайте конфликты, а не спорьте и не кричите.
- Ораторское мастерство растет с практикой, особенно вне зоны комфорта. Не пускайте встречи с враждебными аудиториями на самотек. Работа с ними – это опыт, который обязательно вам пригодится. Это своеобразный курс ораторского искусства, повышающий ваши способности.