Как выступать перед враждебной аудиторией: испытание ораторского мастерства

Выступать перед враждебно настроенными аудиториями рискованно, но иногда необходимо. Правильное обращение вряд ли поможет склонить на свою сторону всех, но некоторых точно склонит, а остальных несколько усмирит.

  1. Остерегайтесь советов из Интернета. Одни говорят, что нужно шутить, чтобы разбавить тяжелую атмосферу, другие – что нужно противостоять агрессорам лицом к лицу. Неужели? Разве что в комедийной передаче.

Ангелу Меркель освистали во время ее выступления и выразили недовольство ее политикой. Чтобы справиться с такой аудиторией, нужно не шутить, а говорить по существу и прояснять те вопросы, которые вызывают недовольство людей.

  1. Избегайте излишней формальности. Жесткость отталкивает сильнее, чем попытка сломать барьеры. То, как вы ведете себя в зале, так же как и манера одеваться, говорить и двигаться, влияет на отклик аудитории. Нужно постараться заслужить доверие людей. Позвольте своей личности и теплу просматриваться или хотя бы показываться сквозь профессионализм. Эмоциональность мешает, но отсутствие эмоций мешает и вредит еще больше.
  2. Общение – это процесс и планирование, а не только содержание речи. Спланируйте выступление так, чтобы спонтанность и гибкость сочетались с достижением целей, которые включают:

– цель выступления;

– все идеи, которые нужно донести в речи, и ответы на критические замечания;

– четкий график и порядок;

– действия, к которым призывает ваша речь.

Позволяйте немного отвлеченных разговоров. Они важны для взаимопонимания.

Также нужно поучиться, как отвечать на неудобные вопросы: их вам непременно зададут.

Известный комик Евгений Петросян встретился с российскими блоггерами, которые шли на встречу весьма скептически настроенными и встретили Петросяна враждебными вопросами. Однако в процессе общения тому удалось переломить отношение к себе. Ораторское мастерство Петросяна помогло ему выстроить конструктивную беседу.

  1. Слишком много попыток проявить понимание – это неэффективно. Люди, которых переполняют эмоции, не мыслят рационально. Если вы скажете «Я понимаю вашу злость», многие подумают: «Ничего ты не понимаешь!». Заменяйте устаревшие штампы на естественные реакции, манеру выступления и искренность. Если вы скажете «Я вижу, что многие из вас расстроены, но нам нужно сосредоточиться на том-то и том-то», люди заметят только упоминание болезненной для них темы, игнорируя проблеск сочувствия за словами. Попытайтесь перестроить фразу так, чтобы понимание было на первом месте: «Сейчас очень важно обсудить, как улучшить ситуацию, но сначала я бы хотел остановиться на проблеме… (упомяните что-то реальное, даже если оно не является главной темой выступления). Мне очень жаль, что так получилось». Понимание нужно выражать не только на словах: используйте хотя бы три приема успешного выступления, которые покажут его невербально.
  2. Если вы слишком часто повторяете «Я ничем не могу помочь» или «Я больше ничего не могу сделать», это звучит, как оправдание. К тому же такие фразы принадлежат к числу топ-10 клише, а с клише нужно быть осторожным. Если даже нельзя сделать ничего существенного, чтобы изменить политическую ситуацию, цены и прочее, то можно сделать хоть что-нибудь. Когда люди чувствуют себя беспомощными и брошенными, они становятся злее. Проявите изобретательность. Дайте им номер телефона нужной инстанции, адрес сайта в Интернете, предложите выразить требования письменно, просто ободрите словом. Покажите, что вам небезразличны проблемы людей.

Контакты оратора

  1. Усмирите свой темперамент. Говорите с аудиторией спокойно и дружески, даже если она начинает вас раздражать. Беседуйте, решайте конфликты, а не спорьте и не кричите.
  2. Ораторское мастерство растет с практикой, особенно вне зоны комфорта. Не пускайте встречи с враждебными аудиториями на самотек. Работа с ними – это опыт, который обязательно вам пригодится. Это своеобразный курс ораторского искусства, повышающий ваши способности.