Дорогой оратор! Вы отстой.
Ваша аудитория.
К счастью, наши слушатели слишком вежливы, чтобы написать такое письмо, но это не значит, что им иногда не хочется.
Если не учитывать, что раздражает аудиторию, при взгляде в зал можно увидеть такую картину.
Аудитории по всему миру жалуются на одни и те же распространенные ошибки докладчиков (особенно на бизнес-презентациях, ведь они бывают очень сложными), но те продолжают их совершать. Если бы наши слишком вежливые слушатели могли говорить напрямик, что бы они сказали?
- Пожалуйста, не читайте мне слайды. Я умею читать. Я читаю даже быстрее, чем вы проговариваете написанное вслух. Если вы пришли, только чтобы прочесть слайды, то зачем вы нужны? Почему бы просто не выслать их мне и не сэкономить кучу времени? Лучше делитесь информацией сами. Мне интересно, что вы думаете и чувствуете о теме.
Чтобы прочитать написанное на слайде, оратор даже встал спиной к аудитории. Не нужно так делать.
- Если вы используете слайды, то мне бы хотелось, чтобы они продолжали мысль или иллюстрировали ее, а не дублировали. Покажите мне графики, диаграммы, иллюстрации или картинки, которые помогут лучше запомнить то, что вы говорите. И делайте на слайдах заголовки, как в газете, чтобы я уловил основную идею, прежде чем перейти к деталям. Если на то пошло, показывать можно не только слайды – используйте образцы продукции, это дает массу преимуществ.
Иллюстрации, помогающие донести мысль, – то, что нужно.
- Не просите меня придержать вопросы до конца выступления. Так проще для вас, но не для меня. Я хочу, чтобы мне все объясняли по ходу, иначе я не смогу внимательно слушать – я буду ломать голову над вопросами. Вы ведь знаете 5 правил ответов на вопросы?
- Когда я о чем-то спрашиваю, дайте мне закончить. Не обрывайте меня на середине, потому что уже догадались, что я хочу узнать. Не перебивать – это простое требование вежливости. Кроме того, может быть, вы догадались неправильно и начнете отвечать не на тот вопрос. И, да, не листайте свои заметки и не смотрите на часы, когда я говорю. Пожалуйста, слушайте и смотрите на меня. Это вежливо.
Слушатель хочет задать вопрос. Не игнорируйте.
- Если вы хотите, чтобы я мог прочесть ваши слайды, сделайте шрифт достаточно крупным. Если даже вы щуритесь, глядя на них, то каково мне, когда я сижу в дальнем конце зала? Когда вы готовите слайды, почему бы не отойти и не проверить, хорошо ли они читаются на расстоянии? По-моему, размер шрифта 32 – в самый раз.
Очень бледные слайды тоже неудобно разглядывать. Убедитесь, что все хорошо видно.
- Пожалуйста, смотрите на меня и улыбайтесь хоть иногда, если вам действительно интересна ваша тема. Так и мне будет легче сохранять интерес. А если мне интересно, то я лучше пойму и запомню, о чем вы говорите.
- Если вы собираетесь использовать примеры или истории, убедитесь, что они мне подойдут. Это значит, что вам придется узнать обо мне больше, прежде чем выступать передо мной. Кем я работаю? Какие у меня проблемы? Как я могу применить вашу информацию? Что я уже знаю по теме? Как сделать речь интересной именно для меня?
Думаю, достаточно требований на сегодня. Есть еще кое-что, но я не хочу вас перегружать. Если вы станете соблюдать эти требования, то я и мои коллеги в аудитории будем вам благодарны. Если же у вас не получается, возможно, стоит сначала записаться на курсы ораторского мастерства, а потом уже выступать?