Зомби в фильмах видели почти все. Они неестественно двигаются, издают нечленораздельные звуки и ходят, опустив головы.
Однако, посмотрев фильм о зомби, оратор-новичок выходит на сцену и… ведет себя почти точно так же! Опускает глаза, скованно двигается, мямлит что-то невразумительное…
Как не быть зомби на сцене? Как сделать выступление живым?
Главное – быть самим собой и избегать ошибок, из-за которых оратор начинает походить на зомби.
Никаких нечленораздельных звуков
Зомби хрипят, бормочут что-то непонятное или мычат, ведь горло у них забито землей. Лишь изредка они произносят целые слова, например: «Мозги-и-и!»
На сцене зомби то и дело прокашливаются, прочищают горло и издают такие звуки, как «э-э-э», «ну», «хм-м», «итак».
От такого не застрахованы даже лучшие ораторы. А если вы достаточно известный человек, то рискуете стать жертвой шуток. Например, как в этом видео:
Владимир Путин прекрасно владеет ораторским искусством и занимает третье место в рейтинге великих ораторов от Спикерклуба. Но кто-то собрал все его паузы в речи и склеил в видеоролик, который разлетелся по Интернету. Чтобы чего-то подобного не произошло с вами, следует искоренять из своей речи слова-паразиты, вставные слова и вездесущие «э-э».
Оратор должен интонировать голос
Запишите свою речь на диктофон и послушайте. Если голос звучит монотонно и замогильно, стоит задуматься о том, как улучшить дикцию и поставить голос. А может быть, вам помогут на курсах ораторского мастерства.
Используйте следующие голосовые инструменты, чтобы сделать выступление живым и естественным:
– Энергичный голос;
– Подчеркивание главных пунктов голосом;
– Паузы;
– Варьирование громкости и темпа речи.
Этому можно поучиться у хороших футбольных комментаторов. Голос – их единственный инструмент, они поневоле говорят выразительно. Послушайте, как комментатор меняет темп, громкость и интонации:
Оратор должен обращаться к людям, а не к предметам
Зомби неважно относятся к живым и обращают на них внимание, только когда голодны. Неодушевленные предметы кажутся им намного безопаснее.
На сцене зомби предпочитает смотреть в свои заметки, распечатки, слайды на мониторе, разглядывать носки своей обуви, потолок или заднюю стену зала.
Чтобы не быть оратором-зомби, смотрите на свою аудиторию. Зрительный контакт – один из 3 главных приемов успешного выступления. Неспешно переводите взгляд из одной части зала в другую, чтобы каждый в аудитории был уверен, что вы обращаетесь именно к нему, а не к доскам сцены.
Сравните этих двух ораторов. Не правда ли, выступление второго выглядит намного живее?
Оратор должен свободно двигаться
Движения зомби скованы и скупы, ведь тело давно одеревенело. Конечно, ни о каком языке тела не может быть и речи.
Как же оратору двигаться на сцене? Чтобы не напоминать зомби, нужно свободно жестикулировать, передвигаться с расправленными плечами по сцене и подчеркивать движениями самое важное в выступлении.
К тому же помните – существует теория, которая гласит, что движения помогают думать!