Даже закончив курсы ораторского мастерства, не расслабляйтесь: существуют ошибки, которые могут испортить все впечатление о вашей речи. И, подобно компьютерным ошибкам, они вызовут «синий экран» – отсутствие отклика аудитории.
Ошибка 1. Говорить так, будто вы знаете о слушателях больше них самих.
Вы когда-нибудь слышали оратора, говорящего нечто вроде «У нас всех есть проблемы или нужды, с которыми предстоит справиться»? Что не так с этим утверждением? Аудитория не желает, чтобы кто-то рассказывал ей, что у нее есть и чего нет. Это заставляет людей думать: «Вы меня не знаете! С чего вы взяли, что у меня есть проблемы или нужды? Говорите за себя!».
Особенно это раздражает враждебную аудиторию, которая и без того неприязненно настроена.
Ключ к исправлению ошибки прост.
Конечно, у людей есть проблемы, но не в этом дело. Мастера ораторского искусства понимают, что нельзя говорить с людьми так, будто вы лучше них знаете их жизнь. Поэтому не утверждайте, а спрашивайте.
Скажите так: «У вас когда-нибудь были проблемы, которые было сложно решить?». Или: «Поднимите руки, у кого когда-то были действительно серьезные проблемы». После этого можно продолжать говорить то, что вы собирались.
Ошибка 2. Слишком долго обходить вниманием истории
На курсах ораторского мастерства вы могли слышать, что история – это крючок, за который цепляется интерес.
Если долго ходить вокруг да около, вы потеряете интерес аудитории. Повествование задаст тон выступлению и проиллюстрирует то, о чем вы говорите. Чем раньше рассказать историю, тем лучше.
Ошибка 3. Слишком долго добираться до сути речи.
Что было бы, если бы «Титаник» в фильме так и не столкнулся с айсбергом?
Это был бы ужасно скучный фильм!
Почему? Людям нужна суть. Им нужен конфликт, который герои пытаются решить.
Для историй сутью является конфликт. Для речи – новая информация, которую вы хотите донести. Поэтому несли вы, рассказывая историю, будете слишком долго описывать персонажей и время событий, то потеряете интерес. То же случится, если вы будете слишком долго говорить общие слова, добираясь до сути речи, или пересказывать события, пренебрегая диалогами. Используйте и диалог, и рассказ.
Ошибка 4. Не разжигать интерес слушателей.
Недостаточно просто переходить от одного пункта речи к другому. Нужно уметь заинтересовать слушателей. Аудитория должна жаждать услышать, что же дальше.
Это делается с помощью эффектных связок.
Представляя новый метод личностного развития, мастер ораторского искусства начал бы с таких слов: «Если вы воспользуетесь следующей идеей, то обнаружите, что двигаетесь к своим целям, мечтам и надеждам, даже когда спите».
К концу речи люди будут довольны не только тем, что узнали что-то новое, но и тем, что загадка прояснилась. Не пренебрегайте связками.
Избегая четырех ошибок, вы не только установите связь с аудиторией, но и углубите ее. Не забывайте основы публичного выступления и следите за их соблюдением. Удачи!