7 советов оратору-докладчику

Вы – основной докладчик на встрече или конференции. Чтобы выступать с основным докладом, нужно немалое ораторское мастерство. Как сделать так, чтобы ваша речь действительно стала самой яркой частью мероприятия?

  1. Не злоупотребляйте вступлениями. Представьте, что речь – это пирожок. Все хотят побыстрее добраться до начинки.

Речь как пирожок

  1. Придерживайтесь дорожной карты, представляя аудитории советы или способы сделать что-то, .

Дорожная карта публичного выступления

Это значит, что нужно пояснять слушателям план, чтобы они понимали, о какой стадии вы сейчас рассказываете. Например: «Чтобы убедить аудиторию, нужно сначала подобрать доказательства. Потом выбрать, какие из них лучше подействуют на слушателей. И наконец  построить из них цепляющий довод».

  1. Разжигайте интерес с помощью крючков и интригующих переходов. Например: «А сейчас я представлю новый способ повысить продажи, который работает, даже когда у компании период отпусков».
  2. Используйте правило четырех «А», чтобы оживить речь:

– Анекдот (шутка)

Даже серьезный доклад можно разбавить юмором. Главное – использовать его в меру.

– Аналогия

Сравнения, метафоры и фигуры речи помогут аудитории лучше понять оратора. Но будьте осторожны с ними, если выступаете с переводчиком.

– Активность

Если это уместно, вовлекайте аудиторию в действие. Предложите слушателям испытать тот или иной товар, если вы его продаете. При этом обязательно соблюдайте 5 правил успешной демонстрации. Позовите кого-нибудь на сцену. Попросите выполнить несложное действие, чтобы проиллюстрировать ваши доводы, а заодно мобилизовать внимание аудитории. Так поступают учителя в начале урока. Ваша учительница когда-нибудь говорила: «Поднимите вверх ваши тетради! А теперь ручки! Отлично, начинаем урок»?

Активность аудитории

– Акроним.

Акроним – это аббревиатура, образованная первыми буквами слов, которые в нее входят. В публичном выступлении оратор может «упаковать» в короткое слово-аббревиатуру более сложное выражение, чтобы аудитории было легче запомнить.

Например, основатель курсов ораторского мастерства Speakerclub Александр Герасименко часто использует акронимы.

Основатель курсов ораторского мастерства Speakerclub Александр Герасименко

Когда он говорил, как стать лидером обычному человеку, он использовал акроним «ВЕС». ВЕС – это Видение, Естественность, Смелость.

Правильно составленный акроним поможет людям навсегда запомнить ваши идеи.

  1. Используйте правило трех пунктов: старайтесь делить речь на три основных темы, а каждую тему – на три основных пункта.

Три кита речи

  1. Вовлекайте слушателей в обсуждение, задавая им вопросы о том, что только что рассказали. Так они лучше запомнят и усвоят информацию.

Используйте для этого способ встряхнуть аудиторию под конец речи. Этот способ ввел в обиход чемпион по ораторскому искусству 1999 года Крэйг Валентин.

Оратор Крэйг Валентин

Первый шаг – попросить слушателей: «Повернитесь к соседу и расскажите о двух-трех полезных идеях, которые вы почерпнули из сегодняшнего выступления».

Второй шаг – предложить им: «А теперь назовите эти идеи вслух!»

  1. Не заканчивайте выступление сессией вопросов и ответов. Если нужно, проведите ее, но потом возьмите слово и закончите живой речью.