Анализ аудитории

Когда премьер-министр Косово выступал в парламенте, его забросали яйцами.

Готовя выступление, премьер недооценил серьезность намерений оппозиции, потому что не озаботился детальным анализом ее настроений и был не готов к тому, что она может пойти на такие радикальные шаги. Чтобы не оказаться в похожей ситуации, нужно заранее готовиться к реакции аудитории. Чтобы определить, в каком подходе нуждается аудитория, нужно проводить ее анализ.

Вдумчивый анализ – одна из лучших привычек, которые вы как оратор можете выработать. Он поможет понять точку зрения слушателей и подобрать наиболее подходящую для них информацию.

Аудиторию изучают сквозь призму трех первичных измерений:

– Демографический анализ. Кто ваши слушатели? Какими личными и групповыми особенностями они обладают?

– Психологический анализ. Что известно вашим слушателям? Каковы их взгляды? Что они думают о теме выступления?

– Контекстуальный анализ. Где и когда вы выступаете? Почему вас слушают именно эти люди?

Разберем это подробнее.

Демографический анализ аудитории

С его помощью вы выясняете, к кому именно обращаетесь. В зависимости от темы и идеи выступления часть вопросов будет уместной, а часть потребуется в другой ситуации.

– Каков их средний возраст? Разговор об инвестициях будет построен совсем по-разному в зависимости от того, обращаетесь вы к подросткам или к людям предпенсионного возраста.

Мужчины? Женщины? Те и другие? Разговор о питании, фитнесе, моде может зависеть от пола ваших слушателей.

– Преобладает ли среди них та или иная раса, культура или этнос? Это может повлиять на идею речи, подбор жестов, языка и других аспектов выступления.

– Их родной язык – тот же, что и у вас? Если нет, нужно знать, как выступать с переводчиком. А еще –  быть осторожным с жаргоном, устойчивыми выражениями и другими языковыми особенностями.

Роберто Карлос обратился по-русски к болельщикам “Анжи”, когда перешел в клуб. Футбольным болельщикам это  даже польстило. Но если вы говорите на серьезную тему со специалистами, то предпочтение лучше отдавать языку, который хорошо знаете.

– Какова их профессия? Представьте, что рассказываете о научном открытии аудитории, состоящей из инженеров. Потом – из бухгалтеров.

– Какова их религия? Разговор об аспектах морали может сильно зависеть от верований ваших слушателей.

Оратор мусульманин

«Мне не понравилось выступление шейха Саида-афанди, – говорит один из дагестанцев, прослушавший обращение своего лидера. – Он слишком редко упоминал имя Аллаха».

– Каков уровень их образования? Представьте, что выступаете перед детской аудиторией. Потом – перед юристами.

Школьник заснул во время выступления Барака Обамы. Речь Обамы оказалась слишком заумной для мальчика, а оттого скучной.

– Возможно, они – члены той или иной организации? Подумайте, насколько заметной будет разница, если вы станете говорить о волонтерстве с членами благотворительной организации или с людьми, которые не состоят в ней.

– Каков их тип личности? Интроверты и экстраверты нуждаются в разном подходе.

Другие качества, знать о которых нужно при подготовке выступления. Возможно, ваши слушатели – влиятельные бизнесмены; в основном семейные люди или одинокие; активно пользуются мобильными устройствами; много читают; участвуют в марафонах…

На все вышеупомянутое влияют и характеристики аудитории в целом:

– Она однородная или разнородная?

Обычно проще выступать перед однородной аудиторией. Например, можно смело использовать технические термины, говоря с инженерами. Но не стоит считать слушателей одинаковыми – люди разные.

– Каков размер аудитории?

От этого зависят многие особенности выступления. Большие аудитории обычно разнородны, и общие выводы о слушателях сделать сложнее. Поэтому нужно отдельно учиться, как оратору выступать перед большими аудиториями.

Наконец, узнав ответы на все необходимые вопросы, сопоставьте себя со слушателями.

– Что у вас общего? (Например, пол, возраст, профессия, образование и так далее)

– Равны ли они вам? Возможно, вы коллеги или однокурсники.

– Они ваши подчиненные или выше вас по положению? И то и другое имеет свои положительные и отрицательные стороны. Например, для разговора с топ-менеджерами стоит заранее выяснить, как выступать перед высшим руководством.

Психологический анализ аудитории

Он нужен, чтобы понимать, о чем слушатели могут думать до и во время вашего выступления. Психологический анализ учитывает уровень знаний аудитории о теме, а также степень доверия.

Знания

– Что слушатели знают о теме и чего не знают? Это главные вопросы, которые определяют, насколько стоит углубляться в тему.

– Что они хотят знать? Что им нужно знать? Вы должны соответствовать их ожиданиям. Иначе они сочтут ваше выступление провальным.

– С какой специализированной терминологией они знакомы? В речи можно использовать акронимы и технические термины, но только если аудитория их поймет (или вы уделите время в начале, чтобы пояснить).

– С какими понятиями, процессами и механизмами они знакомы? Всем этим можно оперировать, как терминами. Считайте знакомые слушателям понятия кирпичиками, на которых можно строить речь.

– Иногда полезно сравнить уровень их знаний со своим. Возможно, кто-то из аудитории знает о теме выступления даже больше вас? Эту скользкую ситуацию нужно обойти.

Представитель Госдепа США Дженнифер Псаки не смогла ответить на вопрос Мэтта Ли, потому что журналист тщательнее готовился к конференции и заранее выяснил детали взаимоотношений между США и Турцией, которых Псаки не знала.

Доверие аудитории

– Слушатели настроены нейтрально или склонны скорее согласиться или не согласиться с вами? Три этих типа аудиторий требуют трех совершенно разных подходов. Выступление перед враждебной аудиторией – отдельное испытание ораторского мастерства.

Выступление Ксении Собчак – яркий пример обращения к аудитории, которая заранее настроена враждебно и не доверяет оратору.

– Каковы их ценности или ценности организации, к которой они принадлежат? Основываясь на их системе ценностей, вы сможете строить свои доводы.

– Каковы их проблемы? Если ваше выступление предлагает  решение определенных проблем, аудитория должна согласиться, что проблема существует и она важна.

Контекстуальный анализ аудитории

Он нужен, чтобы определить, как на состояние слушателей может повлиять само мероприятие, на котором вы выступаете. Иногда такой анализ просто использует те же данные, что демографический и психологический, и соотносит их со временем и местом мероприятия.

Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

– Посещение добровольное или обязательное? Обычно те, кто пришел послушать выступление сам, более восприимчивы, увлечены и заинтересованы в том, что вы скажете. Если же их обязали посетить ваше выступление, придется попотеть, чтобы заинтересовать слушателей.

Люди выходят с выступления

Сотрудников Воронежского механического завода обязали прийти на праздничный концерт, которому предшествовали политизированные выступления участников ветеранского комитета. Выступления были такими скучными, что некоторые зрители, не выдержав, покидали зал.

– Что пережили слушатели незадолго до вашего выступления? Были ли увольнения в их компании? А может, совсем недавно отбушевала буря, которая затронула каждого из тех, кто сидит сейчас в зале?

– Какого стиля выступления ждет аудитория? Если ваша речь является частью крупного мероприятия, люди ожидают, что она будет походить на другие. Иногда лучше этому соответствовать, иногда – выделяться. Анализ аудитории позволит принять решение отдельно для каждого случая.

– Как одеты люди? Это влияет не только на то, как одеваться оратору, но и на то, насколько формальным будет выступление.

– В какое время суток вы выступаете? До, во время или после еды? Утром или вечером? Настроение аудитории зависит от времени.