Как говорить, чтобы все запомнили и повторяли: секреты ораторского мастерства

Каждый оратор стремится, чтобы его слова впечатлили аудиторию и запомнились. Но что делать, если ваши выступления все еще остаются серыми и невыразительными?

Секреты ораторского мастерства

  1. Говорите короткими предложениями.

Редактируйте речь, пока не добьетесь этого. Оратор и актер Джерри Сайнфелд рассказывал: «Я могу час просидеть над предложением из восьми слов, чтобы сократить его до пяти».

Оратор и актер Джерри Сайнфелд

Простота – один из 5 способов сделать речь “живой”.

  1. Выбирайте правильные ключевые слова.

Стройте речь вокруг них. Например, у вас есть фраза «Сегодня вам предстоит принять важное решение». Ключевое слово здесь – «решение». Поэтому оно должно быть в конце. Если в фразе два ключевых слова, поместите в конец наиболее важное: «Это решение предстоит принять вам». Помните: нельзя продолжать говорить после ключевого слова, как после обычного. Оно должно завершать фразу или мысль.

  1. Делайте паузы.

Это умение – одно из важных качеств оратора. Произнесите ключевое слово, выскажите идею – и сделайте паузу. Дайте аудитории время переварить то, что она услышала. Не бойтесь молчания и не стремитесь заполнять его вставками типа «э-э».

  1. Повторяйте самое важное.

Используйте повторы, чтобы:

  • лучше донести мысль;
  • создать «якорь», который аудитория должна запомнить;

Якорь в ораторском искусстве

  • добавить юмора;
  • подчеркнуть связь тех или иных частей выступления с основной темой.
  1. Скажите что-нибудь запоминающееся.

Это может быть яркий заголовок, слоган или лозунг, меткая характеристика того или иного явления.

Например, как известная фраза Стива Джобса «Сегодня Apple изобрел телефон!»

Телефон

  1. Сделайте структуру речи простой и ясной.

Можете ли вы передать основную идею вашей речи в одном предложении? Если нет, то и аудитория усвоит ее с трудом.

То же касается и организации материала. Если подать его недостаточно четко, то люди, может, и будут смеяться над вашими шутками или внимать статистическим данным, но запомнят очень мало.

Лучше всего использовать правило гамбургера, составляя план публичного выступления. Делите речь на три части – вступление, основная часть и концовка. Саму основную часть тоже организовывайте по правилу трех пунктов – по три (можно две, четыре, пять) компактно поданных мысли, доказательства, идеи.

Ораторское правило гамбургера

  1. Заставляйте аудиторию спрашивать «как?» и «почему?»

Например, ваша речь об умении продавать свои идеи высшему руководству. Скажите: «Каждый из вас может продать свои идеи руководству». Аудитория немедленно задастся вопросом «Как мне это сделать?». Или вы говорите аудитории, состоящей из руководителей: «Руководство должно продвигать работников с коммерческой жилкой». Слушатели сразу же спросят: «Почему мы должны это делать?».

Ответы на их «как?» и «почему?» станут основой вашей речи. Приводите доказательства, примеры и иллюстрации, чтобы ответить на эти мысленные вопросы. Ответы помогут вдохновить и мотивировать слушателей на действия. В этом заключается один из секретов знаменитой методики Монро.

  1. Сильное начало и окончание.

Это очень важно, чтобы сохранить внимание аудитории. Например, когда один ученый собирался выступать перед аудиторией, состоявшей из обычных людей, он записался на курсы ораторского мастерства. Там ему посоветовали пояснить людям, что значит быть ученым, ведь многие плохо себе это представляют. И он начал речь так: «Быть ученым – это все равно что собирать разорванный рисунок по кусочкам. Ночью. В метель. Когда у вас нет всех деталей и вы не знаете, какая картинка должна получиться в итоге».

Иллюстрация к словам оратора

Последние тридцать секунд – время зарядить аудиторию восторгом напоследок. Для этого важно понимать, как закончить речь.

Прежде чем закончить, ответьте на вопросы слушателей, чтобы они не смазали впечатление от финала. Потом завершите чем-то вдохновляющим, что будет работать на идею выступления и  будет связано с началом речи. Например, ученый в конце своей речи сказал: «В самом начале я говорил вам, как сложно быть ученым. Зачем я в таком случае продолжаю работать? Помню, был случай на конференции. Слово взяла одна женщина. Она сказала: «Мне тридцать два года. У меня двое маленьких детей. А еще у меня СПИД. Пожалуйста, работайте быстрее».

Ученому аплодировали стоя.