Как избежать конфликта: бытовое ораторское искусство

Конфликт - урок для оратораОраторское искусство – это не только умение выступить с речью перед большой аудиторией. Это и умение эффективно общаться в повседневной жизни. Одна из важнейших проблем общения – это умение избежать конфликта. Эта статья в основном касается конфликтов в рабочем коллективе, но принципы его разрешения могут быть применены в любой ситуации.

Бесконфликтное общение напрямую связано с искусством красноречия. Чтобы избежать конфликта, нужно придерживаться основных принципов ораторского искусства:

1. Не только говорить, но и уметь слушать

Если возник спор с сотрудниками, отвлекитесь от своей работы, от компьютера или мобильного телефона. Встретьтесь с коллективом и позвольте людям высказаться, не перебивая их. Хороший первый шаг к предотвращению конфликта – развить умение слушать и понимать мнение других. Если в споре есть несколько точек зрения, не забудьте всем возможность сказать свое мнение. Уметь эффективно слушать означает умение сосредоточить внимание на интересах аудитории и выйти за рамки конфликтной ситуации. Обратите внимание на то, что человек говорит, и не продумывайте в этот момент вашу следующую реплику. Это искренняя форма связи, которая свидетельствует об уважении руководителя, которое, в свою очередь, усиливает отношения в коллективе.

2. Задавать вопросы

Повторите или перефразируйте то, что услышали, дабы удостовериться, что поняли оппонентов правильно. Вы можете также сделать некоторые заметки, которые покажут вашу заинтересованность в разрешении проблемной ситуации. Обращайте внимание на положение рук и эмоции выступающих. Вам понадобится учесть их настроение, чтобы дать корректный ответ. Поддерживайте зрительный контакт и используйте нейтральные жесты и жесты согласия, показывающие, что вы внимательно слушаете. Демонстрируя уважение к подчиненным в процессе принятия решений, вы заставляете каждого сотрудника почувствовать, что его мнение может быть услышано. Это и поможет вам избежать конфликта.

3. Правильно выбирать слова

Используйте ответы, которые будут свидетельствовать о том, что вы внимательно слушали. Можете поощрить сотрудников за высказанное мнение и мысли. Избегайте излишней категоричности, выражаемой такими словами, как «всегда», «никогда», «все», «никто». Замените их на более нейтральные. Чтобы избежать конфликта, важно понять, как именно стоит сформировать мысли и облачить их в словесную оболочку до того, как вы озвучите свою мысль.

4. Думать позитивно и не повышать голос

Обвинения, воспоминания о прошлых несправедливостях и обидах, конечно, не помогут вам избежать конфликта. Не стоит также критиковать аудиторию и повышать тон. Любая речь, сказанная громогласно и резко, обречена на негативное восприятие. Поэтому в ситуации, когда вы должны отстоять свои взгляды перед коллективом, попробуйте организовать свои мысли. Сделайте глубокий вдох, прежде чем принимать решение, очистите ум и успокойте эмоции.

5. Следить за реакцией аудитории

Прежде чем начать свое обращение, убедитесь, что внимание вашей аудитории приковано к вам, будь то пять или сто человек. Поддерживайте зрительный контакт и смотрите, как реагирует другая сторона. Полезно знать, как выступать перед враждебной аудиторией. Так, не говорите им “успокойтесь”, ведь зачастую это только обостряет эмоции и приводит к обострению конфликта. Вместо этого прослушайте речь подчиненных и спокойно повторите ее основную мысль: «Если я вас правильно понял…». Если у вас уже есть удовлетворительное решение, предложите его и посмотрите, как отреагируют на это в коллективе.

6. Продумать структуру ваших аргументов и комментариев

Важно уметь справляться с возражениями аудитории. Составьте список пунктов, которые вы хотите раскрыть в своем обращении, пытаясь переубедить участников конфликта. Пользуйтесь этим списком, чтобы в ходе дискуссии не отойти от темы. Используйте формулировки с местоимением “Я” (мне кажется, я понимаю, я думаю, моя точка зрения…), чтобы подчеркнуть вашу личную заинтересованность в предлагаемых аргументах. Так ваша реакция будет казаться более искренней.

В конечном счете, умение избежать конфликта – это умение управлять своими эмоциями, словами и действиями. Способности разрядить напряженную ситуацию с помощью слов нужно учиться (в этом сильно могут помочь курсы ораторского искусства), но именно это поможет вам найти решение, укрепить свои отношения с коллективом и двигаться вперед. Однако помните: если конфликт уже произошел, этих методов недостаточно. Тогда вам помогут советы, как решать конфликты. Удачи!