«Если продукт, который вы презентуете, можно показать, покажите его! Если можно потрогать и попробовать – дайте зрителям это сделать!» – учат на курсах ораторского мастерства. Но прежде чем включать демонстрацию в структуру презентации, задайте себе 5 вопросов о своем наглядном пособии. Иначе есть риск, что вы провалитесь.
Подходит ли этот предмет в качестве наглядности?
Если нет, не используйте его.
Звучит очевидно, но люди часто используют в качестве наглядности совсем не то, о чем идет речь. В результате аудитория отвлекается, и никакое ораторское мастерство не помогает вернуть их внимание в прежнее русло. Оратор так и не доносит до них свою мысль.
Когда французские фермеры привели к Эйфелевой башне отару овец, чтобы выразить протест против государственной защиты популяции волков, это было не лучшим решением. Живые и здоровые овцы никак не отражали тот факт, что волки постоянно нападают на отары в сельской местности. А между тем демонстрация – хороший способ сделать презентацию эффективной! Главное – правильно продемонстрировать предмет или явление.
Легко ли вы обращаетесь с этим предметом?
«Мы проектируем роботов! Я покажу робота на презентации, – может решить новичок в ораторском искусстве. – В техническом отделе сказали нажать на эту и эту кнопку вовремя, и тогда он должен заработать…»
В таком случае это не лучшее наглядное пособие. К тому же легкость в обращении не ограничивается включением и выключением. Вам нужно развернуть образец под правильным углом, показать эффективность использования, потом убрать и при этом объяснять зрителям его работу. Если вы не на 100% уверены, что справитесь, лучше не использовать это наглядное пособие.
Этот предмет точно в рабочем состоянии?
Выпускники курсов ораторского мастерства нередко устраивают презентации на работе и говорят, что многие предметы, которые они показывают, достаточно просты. Их не нужно включать и выключать, они не содержат моторов и микросхем, а значит, по определению находятся в рабочем состоянии. Но если у вас приготовлено что-то сложное, то вы рискуете оказаться в неудобном положении, если оно не сработает. Помните Стива Джобса и конфуз на презентации iPhone 4?
Джобсу не удалось подключиться к Интернету с нового устройства. К счастью, он быстро разобрался, в чем причина. Что, если вам повезет меньше?
Есть ли у вас страховка на случай неудачи?
Это не значит, что нужно немедленно звонить в лучшую страховую компанию и оформлять документ. Страховка в случае с презентацией – это запасной план на случай, если что-то пойдет не так.
Допустим, вы презентуете обучающую игрушку для детей. Она должна разговаривать, проигрывать музыку, двигаться.
Вы умеете ею пользоваться, но прямо на презентации разряжаются батарейки, а вы забыли взять с собой пару лишних.
Запасной план – это то, что вы будете делать в таком случае. У всех мастеров ораторского искусства предусмотрены действия на случай форсмажора. Например, можно включить заранее отснятое видео или же отправить кого-то за батарейками и перенести демонстрацию на потом, изменив структуру презентации, если позволяет время.
Всем ли в зале видно предмет?
Предположим, вы презентуете термокружку, используя образцы продукции.
Если вы показываете ее аудитории из четырех человек, то, конечно, все смогут разглядеть образец. А что, если в зале четыреста зрителей?
Курсы ораторского мастерства предлагают варианты, как с этим справиться. Можно поднимать образец повыше, пронести между рядов зрителей или вывести изображение на большой экран, если есть возможность.
Соблюдайте законы презентации и помните – предусмотрительность спасет от множества конфузов.