Зрительный контакт: необходимый атрибут ораторского искусства

Выступление оратора в темных очках не приняла даже ко многому привычная аудитория любителей эзотерики.

Сначала его слушали невнимательно. Люди болтали и отвлекались. Потом, не выдержав, кто-то крикнул оратору: «Очки сними!», и на его слова вообще перестали обращать внимание. А ведь посетители пришли специально, чтобы послушать лекцию по эзотерике!

Необходимо постоянно поддерживать зрительный контакт с аудиторией. Во многом благодаря ему выступление будет живым и естественным. Есть десять основных правил, как это делать.

  1. Прежде чем говорить, сделайте паузу и посмотрите на отдельных слушателей.

Так поступил Иан Хамфри, финалист Всемирного чемпионата по ораторскому мастерству в 2010 году. Когда его представили, Хамфри вышел на сцену, остановился и пожал руку ведущему. Выпрямившись, он повернул голову влево, вправо, посмотрел прямо перед собой, обводя взглядом зрителей. И только затем начал говорить.

Такая пауза дает время установить контакт с аудиторией и заставить ее ждать начала речи. Однако на курсах ораторского искусства советуют: лучше смотреть сначала вправо, затем влево и по центру или сначала влево, затем вправо и по центру, чтобы движение головы остановилось в той позе, в какой вы хотите начать речь.

  1. Выберите одного из слушателей и обращайтесь к нему в начале выступления.

Даже у опытных ораторов в первые полминуты выступления взгляд может бегать. Это инстинктивное поведение – когда наши предки оказывались в открытой местности, им нужно было быстро оглядеться, чтобы не попасть в лапы саблезубому тигру.

Тигров больше нет, а защитный механизм остался, и с ним нужно бороться. Мастера выступлений останавливают взгляд на ком-то одном из слушателей и начинают обращаться к нему. Такой слушатель обычно сидит в центре аудитории.

  1. Сохраняйте зрительный контакт с отдельными слушателями до 3-5 секунд.

Это надежный способ не смотреть в пол или поверх голов. Обычно люди так делают при разговоре один на один. Чуть дольше – и собеседник почувствует дискомфорт. Чуть меньше – и вы покажетесь ненадежным. Зрительный контакт – один из 15 ораторских способов вызвать доверие аудитории.

Нужно ли каждый раз считать до трех, выступая? Нет. От трех до пяти секунд произносится одно предложение или высказывается мысль. Между предложениями отводите взгляд и устанавливайте зрительный контакт с другим слушателем.

Даррен Лакруа нарушил это правило, рассказывая, почему решил поучаствовать в чемпионате по ораторскому мастерству. Его глаза бегают, он не задерживает взгляд ни на одном из слушателей дольше секунды. Из-за этого он выглядит нервным и неуверенным, а часть людей в зале вообще не смотрят на него и не слушают речь.

  1. Поворачивайтесь к тому, на кого в данный момент смотрите.

Представьте, что вы стоите и разговариваете с кем-то. Вы же не стали бы поворачивать к собеседнику только голову, стоя к нему боком? Не стоит так поступать и на сцене.

  1. Сделайте пару шагов к тому, на кого смотрите

В разговорах один на один мы подходим поближе к человеку. То же самое можно делать, чтобы наладить понимание с аудиторией.

  1. Старайтесь установить зрительный контакт с каждым в зале.

В очень больших аудиториях сосредоточьтесь на том, кто сидит примерно в центре нужной части зала. Тогда каждый, кто сидит поблизости, решит, что вы смотрите на него. Не верите? Вспомните, сколько раз вам казалось, что учитель сейчас вызовет вас, а он спрашивал соседа.

  1. Устанавливайте зрительный контакт в случайном порядке.

Не воспринимайте совет смотреть на каждого в зале слишком буквально. Не нужно перебирать всех по очереди. Переводите взгляд с одного слушателя на другого в случайном порядке.

  1. Рассказывая историю в лицах, смотрите на воображаемых персонажей на сцене.

К примеру, вы делитесь со слушателями историей из детства. Себя и других участников придется изображать по очереди. Вот вы ребенок – и смотрите на воображаемого отца снизу вверх. Вот вы уже отец – и отвечаете сыну, строго глядя сверху вниз. Станьте актером, вообразите, что на сцене есть все персонажи, которых вы отыгрываете, и смотрите на них, создавая эффект присутствия. Это один из способов двигаться по сцене со смыслом.

Выступление Адитьи Махешварана – пример того, как использовать вышеприведенные советы.

Начиная рассказывать историю из жизни, Махешваран смотрит в зал, спокойно переводит глаза с одного зрителя на другого, задерживая взгляд на несколько секунд. Он подходит то к одному краю сцены, то к другому, в зависимости от того, куда смотрит. Он рассказывает о том, как купил машину и поехал кататься с подругой. Но едва кто-то поцарапал новую машину, как Махешваран бросился оценивать ущерб, совсем забыв о девушке. Та обиделась. Пересказывая их телефонный разговор, оратор уже не смотрит в зал – он по очереди изображает то себя, то обиженную девушку, выступая, как хороший  актер.

Кстати, такой отыгрыш в ролях – один из ораторских приемов, помогающих впечатлить аудиторию.

  1. Устанавливайте зрительный контакт, а не контакт обоих глаз

Старайтесь смотреть человеку в один из зрачков. Иногда рекомендуют смотреть в левый зрачок, делая эмоциональное заявление, а в правый – приводя логический довод. Объяснение заключается в том, что правое полушарие мозга отвечает за эмоции, но получает картинку, которую видит левый глаз, и наоборот.

  1. Иногда правила нужно нарушать.

Как все хорошие правила, предыдущие девять создавались, чтобы их нарушать. Так, мы уже знаем, что, вживаясь в роли героев, о которых идет речь в истории из жизни, смотреть на аудиторию не стоит. Кроме этого, желательно прикрывать глаза, рассказывая о каком-то воспоминании. Апеллируя к высшим силам, можно поднимать глаза к потолку.

На курсах ораторского мастерства вам помогут подобрать ваш личный стиль выступать и устанавливать зрительный контакт. Удачи!